Новые дороги объединяют регионы и способствуют экономическому росту

Экономика Загрузка... 04 Ноябрь 2025 11:52
1310307091_16367106_2rjMZUX.2e16d0ba.format-webp.fill-1668x1014.webp
copyright icon WWW

В последние годы в Кыргызстане активно развивается дорожное строительство. При поддержке государственного бюджета реализуются крупные проекты по ремонту стратегических, государственных и местных дорог, а также по развитию международных транспортных коридоров.

В 2025 году общая протяженность заасфальтированных и вновь построенных дорог составила 1200 километров. Эти дороги обеспечивают международный транзит, способствуют перевозке товаров, развитию туризма, упрощают передвижение граждан и в целом вносят значительный вклад в экономический рост страны.

economist.kg-d-16.width-800

Благодаря поддержке руководства республики объем бюджетных средств, выделяемых на дорожную отрасль, увеличивается, что позволяет реализовывать крупные инфраструктурные проекты. В текущем году открыто и введено в эксплуатацию несколько крупных дорог.

По данным Министерства транспорта и коммуникаций КР, полностью завершено строительство дороги Узген – Мырза-Аке – Кара-Кулжа общей протяженностью 34 км. Работы начались в этом году и были полностью завершены в августе. Дорога соответствует современным стандартам: она освещена, в населенных пунктах построены тротуары и остановки. Все работы были выполнены всего за четыре месяца.

e63b33c6-9939-4238-d16f-08ddd9680e0d_w1597_n_r.width-800

На автодороге Ош – Баткен – Раззаков на участке 47–75 км (28 км) полностью завершена укладка асфальта. Строительные работы начались в марте текущего года, и движение уже открыто. В настоящее время выполняются дополнительные работы: установка тротуаров, дорожных знаков, освещения и разметки.

Кроме того, в 2024 году завершены асфальтные работы на участке Ош – Баткен – Раззаков (34+400–40+400 км), вместе с которыми построены и введены в эксплуатацию три моста.

С целью развития транспортной инфраструктуры страны продолжается реализация проекта «Тюп – Кеген», финансируемого Всемирным банком. В этом году полностью завершено строительство участка с 39-го по 76-й километр, а также дороги Каркыра – Турук – Сары-Жаз длиной 13 км. В рамках проекта построен 1 км дороги к историко-мемориальному комплексу Сан-Таш.

WhatsApp_Image_2025-04-24_at__7wLu4Dz.max-1920.width-800

Дорога Тюп – Кеген относится к III и IV категории, рассчитана на нагрузку до 11,5 тонн, имеет две полосы движения и покрыта мастичным асфальтобетоном по новой технологии. Общая протяженность дороги — 53 км.

Завершены реконструкционные работы на участке Балыкчы – Тамчы – Чолпон-Ата – Корумду (77,5–81,4 км), проходящем через центральную улицу города Чолпон-Ата. Протяженность участка — 3,9 км.

Согласно проекту, каждая из четырех полос имеет ширину 3,5 метра, а общая ширина проезжей части — 14 метров. Учитывая интенсивность движения на международной трассе, предусмотрено повышение несущей способности дорожного покрытия: уложен нижний слой асфальта толщиной 9 см, далее будет уложен верхний слой толщиной 6 см (ЩМА).

По словам эксперта по дорожной отрасли Кубанычбека Мамаева, без качественных дорог развитие экономики невозможно, и руководство страны уделяет этой сфере первоочередное внимание.

WhatsApp_Image_2025-11-03_at_17.50.51.width-800

«Ранее дороги не строились из-за нехватки средств. Сейчас они ремонтируются за счет бюджета. Если бюджет увеличивается, значит, экономика развивается.

Трафик растет, движение становится интенсивнее, и государство взяло на себя всю ответственность. Работы завершены в короткие сроки», — отметил эксперт.

Следует отметить, что общая протяженность автомобильных дорог в Кыргызстане составляет 34 тысячи километров.

В 2021 году было построено и заасфальтировано 175 км, в 2022 году — 488 км, в 2023 году — 673 км, а в 2024 году — 802 км дорог.

Кроме того, за последние годы значительно увеличилось количество приобретенной дорожной техники, распределяемой по регионам. За счет средств Дорожного фонда было закуплено 750 единиц спецтехники, а в 2026 году планируется приобрести еще 484 единицы.