Строительство железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан является значимым и потенциально одним из крупнейших проектов за годы независимости Кыргызстана.
История проекта началась ещё в начале 2000-х годов с обсуждения идей трёх стран и далее выхода через Персидский залив и Турцию к Европе. Однако по разным причинам проект долгое время оставался лишь на стадии обсуждений. Лишь в 2024–2025 годах он получил новый импульс после заключения соглашения между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном.

Эту инициативу называют современным возрождением Великого Шёлкового пути, поскольку она призвана соединить Китай с Центральной Азией и далее с Европой, возобновив крупномасштабные торговые маршруты, аналогичные тем, что существовали в древности.
Отдельно стоит отметить политическую волю президента Кыргызстана Садыра Жапарова. Кыргызстан сыграл ключевую роль в реализации проекта, активно продвигая переговоры, заключение межправительственных соглашений и привлечение инвестиций.
27 декабря 2024 года был дан официальный старт строительству железной дороги. С обращениями тогда выступили президент КР Садыр Жапаров, председатель КНР Си Цзиньпин и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, подчеркнув значимость проекта для всего региона. 30 июня 2025 года на территории Кыргызстана официально начались полномасштабные строительные работы по всей протяжённости железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан.

Строительство магистрали принесёт значительные выгоды Кыргызстану и Узбекистану: обеспечит выход к мировым рынкам через новый транзитный коридор, сократит сроки доставки грузов, даст толчок развитию экономики и туризма. Кыргызстан получит рост транзитного потенциала и экономического развития, а Узбекистан — расширение транспортных связей для экспорта и импорта, что также положительно скажется на его экономике.
Железная дорога Китай–Кыргызстан–Узбекистан соединит железнодорожные сети Китая и Центральной Азии, предлагая прямой путь в Европу через Туркменистан, Иран и Турцию. Протяжённость маршрута составит около 450–520 км: он пройдёт от Кашгара (Китай) через Торугарт, Нарын и Джалал-Абад (Кыргызстан) до границы с Узбекистаном.
Доктор экономических наук Толонбек Абдыров подчёркивает, что строительство железной дороги имеет для Кыргызстана не только инфраструктурное, но и фундаментальное социально-экономическое значение.
«Только за транзит, по официальным оценкам, запуск магистрали обеспечит ежегодные поступления в экономику Кыргызстана на уровне не менее 200 млн долларов США. Это создаст стабильный источник валютной выручки. Кроме того, есть мультипликативный эффект от строительства железной дороги, который предварительно можно оценить в 2 млрд долларов США», — отметил эксперт.

По его словам, пропускная способность дороги составит 10–15 млн тонн грузов в год. Для кыргызских производителей это означает расширение доступа к новым рынкам, снижение транспортных издержек и повышение конкурентоспособности продукции, а также значительную экономию времени и расстояния.
«Маршрут Китай – Европа/Ближний Восток через Кыргызстан сокращает путь примерно на 900 километров, что эквивалентно экономии 7–8 суток. Для скоропортящейся продукции (сельхозтовары, фармацевтика) и товаров высокой добавленной стоимости это становится решающим фактором конкурентных преимуществ», — добавил Абдыров.
Проект также создаст тысячи рабочих мест и повысит уровень занятости населения вдоль маршрута.
«В период строительства будет задействовано свыше 20 тысяч человек. Это обеспечит новые рабочие места в Нарынской и Джалал-Абадской областях, повысит уровень занятости и доходы домохозяйств. В дальнейшем эксплуатация железной дороги потребует квалифицированного персонала в сфере логистики, обслуживания инфраструктуры и сопутствующих сервисов», — подчеркнул эксперт.
На участках смены колеи будут созданы региональные хабы для перегрузки контейнеров.
«Особое значение имеет создание узла перегрузки контейнеров в Макмале, где будет происходить смена колеи, и крупного операционного центра в Джалал-Абаде. Эти точки станут якорями регионального экономического развития: вокруг них будут формироваться склады, сервисные предприятия, транспортные компании и малый бизнес. Каждый вложенный доллар способен генерировать прирост в смежных секторах», — отметил Абдыров.

Параллельно ведётся строительство линии Балыкчы–Кочкор, которая соединит север и юг страны. В перспективе проект Китай–Кыргызстан–Узбекистан обеспечит сквозное железнодорожное сообщение внутри Кыргызстана, повысит связанность регионов и позволит эффективнее интегрировать национальный рынок.
Подводя итог, Толонбек Абдыров отметил:
«Проект открывает для Кыргызстана прямой выход к рынкам Турции, Ближнего Востока и Европейского союза в рамках так называемого «Срединного коридора». Это стратегическая возможность для устойчивого экономического роста за счёт расширения географии торговых партнёров».