Программа 2030. Новые ориентиры развития Кыргызстана

Аналитика Загрузка... 11 Июнь 2025 14:55
01.jpg

Кирилл Степанюк

Все материалы

Бишкек, 11.06.25. /Кабар/. Президент Садыр Жапаров подписал указ «О Национальной программе развития Кыргызской Республики до 2030 года». Заданы новые ориентиры и стратегические цели, достижения которых обеспечит устойчивый рост ключевых отраслей экономики, подъем уровня жизни населения и повышение эффективности институтов государственной власти.

Каждый гражданин должен ощутить реальные улучшения в своей жизни, такова главная задача, обозначенная в новой пятилетней программе. Целевые ориентиры, которые ставит руководство республики, весьма амбициозны:

  • ВВП на душу населения – до 4 500 долларов США
  • Объем ВВП – не менее 30 млрд долларов США
  • Обеспечение среднегодового темпа реального роста ВВП на

уровне 8 %

  • Вхождение страны в топ-30 стран по достижению целей

устойчивого развития

  • Улучшение показателя Кыргызской Республики в рейтинге по

индексу человеческого развития на 10 позиций

  • Безработица – не более 5 %
  • Объем инвестиций в основной капитал к ВВП в 2030 году – не менее 20 %
  • Размер государственного внешнего долга – на уровне до 60 % к ВВП

Программой заданы четыре основных вектора развития – индустриализация, региональный хаб, сельское хозяйство и туризм, «зеленая» энергетика. Реализацию этих направлений мы наблюдаем уже несколько лет, это и дало существенный рост нашей экономики в течение последних трех лет. Динамика такова, что заложенные в прежние планы и стратегии цели, Кыргызстан за короткий промежуток времени не только их достиг, но по ряду показателей превзошел. Поэтому и необходимы новые ориентиры, сопряжённые и свёрстанные в единый документ, с четкими задачами на перспективу.

Относительно индустриализации: стоит задача к 2030 году удвоить объемы выпускаемой в стране промышленной продукции и создать, как минимум, пять технопарковых зон в регионах. Стимулирование реального сектора экономики направлено на снижение импортозависимости, обеспечение начисления продукций отечественного производства, достойного качества по доступным ценам. Это будет достигаться за счет открытия технологичных предприятий, кооперации между промышленными предприятиями и развитие компаний, осуществляющих сопутствующие и вспомогательные виды деятельности. То есть сырьевая экономика остается в прошлом, в Кыргызстане на запускаемых заводах и фабриках будут формироваться производственные цепочки максимальной добавленной стоимости.

Теперь, что касается создания регионального хаба. Геостратегическое положение Кыргызстана на главном перекрестке торговых путей, между крупными региональными и мировыми центрами экономического развития, позволяет республике занять нишу в сфере международных транзитных перевозок. Глобально перестраивающиеся логистические маршруты требуют быстрых решений в части создания новых транспортных коридоров и развязок, а также логистических центров и сухих портов.

В программе отмечается, что сейчас критически важны инвестиции в дорожную и железнодорожную сети, развитие мультимодальных перевозок, цифровых логистических решений. Интеграция в международные транспортные коридоры, улучшение связности страны с ключевыми торговыми партнерами, расширение инфраструктуры логистических центров и внедрение интеллектуальных транспортных систем позволят стране повысить эффективность перевозок, снизить издержки бизнеса и усилить позиции страны в региональной логистической экосистеме.

Поставлена задача за 5 лет увеличить грузооборот железнодорожного транспорта до 15 млн тонн в год и создать не менее одного миллиона квадратных складских и логистических комплексов. Также до 2030 года в Кыргызстане должно быть отремонтировано не менее 50% автодорог республиканского значения.

В числе направлений - реализация проекта железной дороги Китай-Кыргызстан -Узбекистан, запуск стратегических автодорожных проектов, в том числе магистраль «Север-Юг». Естественно, в фокусе повышенного внимания остается и развитие авиации. Работы по модернизации и строительству аэропортов, внедрение современных навигационных систем будут продолжены, что позволит расширить географию как внутренних, так и международных перелетов.

В аграрном секторе ставится задача на 30% увеличить производства сельхозпродукции и в два раза нарастить объемы ее переработки. Чтобы повысить эффективность использования земель и сократить потери при поливе, намечено проведение реконструкции и модернизации ирригационной инфраструктуры, включая обновление 5 тыс. км каналов.

В животноводстве планируется улучшение и развитие племенной базы, внедрение технологий интенсивного откорма, а также поддержка птицеводства и тонкорунного овцеводства. Увеличение производства мяса, молока, овощей и фруктов требует более интенсивного развития пищевой и перерабатывающей промышленности. Во-первых, это решение вопроса продовольственной безопасности по социально значимым продуктам; во-вторых, качественная продукция всегда востребована на внешних рынках, и интерес к товарам, произведённым в Кыргызстане, постоянно растет.

Развитие туризма будет направлено на продвижение высоко маржинальных услуг, ориентированных на международные стандарты безопасности и качества. К 2030 году доля туризма в ВВП должна составлять 7%, а Кыргызстан должен войти в число 50 стран по индексу конкурентоспособности в сфере путешествий.

«Зелёная» энергетика, пожалуй, ключевой компонент всей программы развития. Дополнительные мощности нам необходимы в серьезных объемах, и не только для покрытия растущих потребностей населения, но и для развития промышленности. Уже сейчас в Кыргызстане запущены или строятся десятки малых и средних ГЭС, их количество к 2030 году вырастет еще. Таким образом, доля возобновляемой (зеленой) энергии в общей генерации должна достичь 92%, и, естественно, к тому моменту отечественная энергетика должна покрывать все внутренние потребности за счет собственных источников и иметь запас гарантированных мощностей – 550–700 МВт.

Программа развития Кыргызстана до 2030 года также содержит разделы по социальным гарантиям для граждан, реформам госуправления, развития правовой системы, внешней политике и национальной безопасности. Объемный документ размещен на официальном сайте президента.

Теперь в течение полугода правительство должно разработать и принять план мероприятий по реализации программы. Жогорку Кенешу, органам судебной власти, государственным органам и МСУ согласовать свои стратегические документы (концепции, стратегии, программы) и планы мероприятий с Национальной программой развития Кыргызской Республики до 2030 года.