Экономист Кубат Рахимов в комментариях ИА «Кабар» рассказал о значимости усилий, которые предпринимает государство для налаживания полноценного авиационного сообщения между регионами Кыргызстана. За последние несколько лет в Кыргызстане проведена масштабная работа по модернизации и реконструкции аэропортов во всех областях страны, которые теперь связаны со столицей регулярными рейсами.
Сегодня президент Садыр Жапаров принял участие в открытии сразу двух аэропортов – «Нарын» и «Казарман».

«Специфика Кыргызстана заключается в том, что что в нашей горной стране 95% всех перевозок осуществляется автомобильным транспортом. Только 5% приходилось на железные дороги и авиацию. По сути, в 21 веке, всего несколько нет назад, у нас еще не было полноценной инфраструктуры для скоростного пассажирского и грузового сообщения.
Да, у нас сложный рельеф, но в мире есть страны со схожим природным ландшафтом, которые решили эту задачу путем развития сетей государственных, муниципальных и частных аэропортов. Думаю, что Кыргызстан в настоящий момент движется в правильном направлении. Обращу внимание на то, что мобильность населения является ключевым фактором развития экономики и в том числе цивилизованности общества.
Хочу привести пример из нашего прошлого. Во времена Советского Союза очень многие локальные перевозки покрывались турбовинтовыми самолетами и тем самым гарантировалось то, что ряд населенных пунктов не был оторван от так называемой «большой земли». И только малая авиация, региональные маршруты покрывали потребности такой экономики.
Здесь важно понимать, что сегодняшний уровень развития авиационной техники позволяет с лихвой покрывать потребности Кыргызстана. Конечно же, в первую очередь это связано с перевозками пассажиров, также при необходимости решается вопрос авиакарго – это срочная и сверхсрочная почта, плюс к тому деятельность маркетплейсов. И не только эти грузы. Эти задачи решаются воздушными мостами, как новыми, так и заново воссоздаваемыми между регионами Кыргызстана.

Другой важный момент: чем больше пассажиров прибывает в тот или иной город, тем лучше развивается экономика этого населенного пункта за счет притока туристов, которые будут пользоваться услугами местных отелей, точками общественного питания и так далее. То есть вот этот мультипликативный спрос очень важен для понимания того, что гражданская авиация становится фактическим элементом инфраструктуры не только на страновом уровне, но и на муниципальном.
Нужно смотреть вперед. Развитие частной гражданской авиации, а именно ультралегких аппаратов, плюс развитие беспилотного такси, беспилотных грузопассажирских перевозок, – оно уже не за горами. Соответственно, сейчас мы на первом этапе, развиваем часть, связанную с государственной авиакомпанией и государственными структурами. Но уже сейчас есть перспективы и мотивация для появления аэродромов частных перевозчиков, создания инфраструктуры для приема и обслуживания вертолетов и тяжелых дронов», - отмечает Кубат Рахимов.