Бишкек, 14.10.25. /Кабар/. В последние недели в Кыргызстане усилилась обеспокоенность по поводу стабильности поставок горюче-смазочных материалов и роста цен на топливо. Основным фактором напряженности стало снижение объемов поставок из России. Причиной этому стали атаки дронов на российские нефтеперерабатывающие заводы, нарушившие их работу и повлиявшие на поставки контрактов.

Дополнительное давление оказывает рост цен на топливо на международных биржах. Поскольку ГСМ является биржевым товаром, рыночные колебания напрямую отражаются на закупочной стоимости и на розничные цены. Несмотря на то, что внутренние налоги и акцизы в Кыргызстане не увеличивались, топливо продолжает дорожать вслед за мировыми тенденциями.
Как рассказал агентству «Кабар» председатель Службы антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции Жээналы Орозбеков, глава кабинета министров Адылбек Касымалиев провел экстренное совещание с Министерством энергетики, Антимонопольной службой и нефтетрейдерами. Правительство разработало меры для стабилизации внутреннего рынка, включая «план Б» на случай полной остановки поставок из России, а также предупреждение о возможном введении государственного регулирования цен при необоснованном росте со стороны нефтетрейдеров.

Проблемы с поставками из России
На фоне атак дронов на территории России работа некоторых нефтеперерабатывающих заводов нарушена. Это уже влияет на объемы поставок. К примеру, вместо запланированных 30 тысяч тонн по контракту может быть отгружено только 15 тысяч. Согласно контракту, ежегодно Россия поставляет в Кыргызстан 650 тысяч тонн бензина и 550 тыс. тонн дизеля.
План Б: альтернативные поставщики
Если Россия не сможет полностью выполнить свои обязательства, правительство готовит альтернативный сценарий. В качестве резервных поставщиков рассматриваются Китай, Азербайджан, Иран и Туркменистан.
Также разрабатываются логистические маршруты для доставки нефтепродуктов из этих стран, чтобы не допустить дефицита.

Внутреннее производство
Собственное производство ГСМ в Кыргызстане крайне ограничено. Основные мощности сосредоточены на НПЗ в «Джунджe» и на предприятии «Кыргыз Петролеум Компани» в Джалал-Абаде. Однако они могут покрыть лишь около 5% внутреннего спроса.
Кроме того, продукция этих заводов по качеству низкая и идет в основном на экспорт.
Цены и регулирование
Рост цен на топливо объясняется повышением цен на самих заводах. ГСМ – биржевой товар, и его стоимость зависит от мирового рынка. Внутренние факторы, такие как налоги, акцизы, НДС в Кыргызстане не изменялись.
Как рассказали в Антимонопольной службе, в Казахстане бензин стоит дешевле, потому что у них есть субсидирование ГСМ за счет бюджета и собственное производство. Но на экспорт продают по завышенным ценам. В связи с чем Кыргызстану невыгодно покупать у них. В Узбекистане и Таджикистане топливо стоит дороже, чем в Кыргызстане.

В случае если нефтетрейдеры необоснованно поднимут цены, правительство готово ввести государственное регулирование цен на марки АИ-92 и дизтопливо, так как эти товары входят в перечень социально значимых. На основе каждодневных встреч и переговоров пока с нефтетрейдерами достигнута договоренность о работе на минимальной марже.
Так, на сегодняшний день на автозаправках розничная стоимость бензина за один литр марки АИ-92 составляет 72-74 сома, АИ-95 – 80 сомов и дизель 80-82 сома.

Ограничения на оптовую продажу
Временно приостановлена оптовая реализация ГСМ. Продажа топлива осуществляется только через розничную сеть, чтобы обеспечить доступность для населения.