Ситуация с ГСМ в Кыргызстане: кабмин готовит «план Б»

Экономика Загрузка... 14 Октябрь 2025 15:19
Изображение WhatsApp 2025-10-14 в 14.39.03_ac549ded.jpg

Гульмира Байтерекова

Все материалы

Бишкек, 14.10.25. /Кабар/. В последние недели в Кыргызстане усилилась обеспокоенность по поводу стабильности поставок горюче-смазочных материалов и роста цен на топливо. Основным фактором напряженности стало снижение объемов поставок из России. Причиной этому стали атаки дронов на российские нефтеперерабатывающие заводы, нарушившие их работу и повлиявшие на поставки контрактов.

Изображение WhatsApp 2025-10-14 в 14.39.03_75993375.jpg

Дополнительное давление оказывает рост цен на топливо на международных биржах. Поскольку ГСМ является биржевым товаром, рыночные колебания напрямую отражаются на закупочной стоимости и на розничные цены. Несмотря на то, что внутренние налоги и акцизы в Кыргызстане не увеличивались, топливо продолжает дорожать вслед за мировыми тенденциями.

Как рассказал агентству «Кабар» председатель Службы антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции Жээналы Орозбеков, глава кабинета министров Адылбек Касымалиев провел экстренное совещание с Министерством энергетики, Антимонопольной службой и нефтетрейдерами. Правительство разработало меры для стабилизации внутреннего рынка, включая «план Б» на случай полной остановки поставок из России, а также предупреждение о возможном введении государственного регулирования цен при необоснованном росте со стороны нефтетрейдеров.

Изображение WhatsApp 2025-10-14 в 14.39.02_2315f612.jpg

Проблемы с поставками из России

На фоне атак дронов на территории России работа некоторых нефтеперерабатывающих заводов нарушена. Это уже влияет на объемы поставок. К примеру, вместо запланированных 30 тысяч тонн по контракту может быть отгружено только 15 тысяч. Согласно контракту, ежегодно Россия поставляет в Кыргызстан 650 тысяч тонн бензина и 550 тыс. тонн дизеля.

План Б: альтернативные поставщики

Если Россия не сможет полностью выполнить свои обязательства, правительство готовит альтернативный сценарий. В качестве резервных поставщиков рассматриваются Китай, Азербайджан, Иран и Туркменистан.

Также разрабатываются логистические маршруты для доставки нефтепродуктов из этих стран, чтобы не допустить дефицита.

Изображение WhatsApp 2025-10-14 в 14.39.03_bdd079a0.jpg

Внутреннее производство

Собственное производство ГСМ в Кыргызстане крайне ограничено. Основные мощности сосредоточены на НПЗ в «Джунджe» и на предприятии «Кыргыз Петролеум Компани» в Джалал-Абаде. Однако они могут покрыть лишь около 5% внутреннего спроса.

Кроме того, продукция этих заводов по качеству низкая и идет в основном на экспорт.

Цены и регулирование

Рост цен на топливо объясняется повышением цен на самих заводах. ГСМ – биржевой товар, и его стоимость зависит от мирового рынка. Внутренние факторы, такие как налоги, акцизы, НДС в Кыргызстане не изменялись.

Как рассказали в Антимонопольной службе, в Казахстане бензин стоит дешевле, потому что у них есть субсидирование ГСМ за счет бюджета и собственное производство. Но на экспорт продают по завышенным ценам. В связи с чем Кыргызстану невыгодно покупать у них. В Узбекистане и Таджикистане топливо стоит дороже, чем в Кыргызстане.

Изображение WhatsApp 2025-10-14 в 14.39.02_47ecb151.jpg

В случае если нефтетрейдеры необоснованно поднимут цены, правительство готово ввести государственное регулирование цен на марки АИ-92 и дизтопливо, так как эти товары входят в перечень социально значимых. На основе каждодневных встреч и переговоров пока с нефтетрейдерами достигнута договоренность о работе на минимальной марже.

Так, на сегодняшний день на автозаправках розничная стоимость бензина за один литр марки АИ-92 составляет 72-74 сома, АИ-95 – 80 сомов и дизель 80-82 сома.

Изображение WhatsApp 2025-10-14 в 14.39.03_bdd079a0.jpg

Ограничения на оптовую продажу

Временно приостановлена оптовая реализация ГСМ. Продажа топлива осуществляется только через розничную сеть, чтобы обеспечить доступность для населения.