Старт агитационного периода: ужесточённый контроль и ключевые требования к кандидатам

Выборы Загрузка... 10 Ноябрь 2025 17:18
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
Next
Previous
Next
Previous
copyright icon www

Салтанат Абдраева

Все материалы

В Кыргызстане официально стартовала агитационная кампания к предстоящим выборам депутатов Жогорку Кенеша. Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов КР напомнила кандидатам, партиям и их доверенным лицам о необходимости строгого соблюдения требований избирательного законодательства.
Так как предстоящие выборы – досрочные, весь избирательный процесс сокращается на треть, соответственно, предвыборная агитация продлится 20 дней, то есть стартует 10 ноября 2025 года и продлится до 8:00 утра 29 ноября 2025 года. 30 ноября состоятся досрочные выборы депутатов ЖК КР.

1049420846_0_83_128.2e16d0ba.format-webp.fill-1668x1014.webp

Для участия на предстоящих досрочных выборах депутатов Жогорку Кенеша Центральной избирательной комиссией КР зарегистрировано 467 кандидатов, из них 276 мужчин и 191 женщина.

Таким образом, с 10 ноября 2025 года кандидаты в депутаты, политические партии и другие заинтересованные граждане имеют право заниматься деятельностью по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей к голосованию за кандидатов либо против них, свободно и всесторонне обсуждать предвыборные программы кандидатов. При этом, главное требование – соотнесение форм и методов проведения агитации требованиям законодательства о выборах.

Агитационный период продлится до 00:00, предшествующего голосованию, после чего наступает «день тишины», когда любая агитация запрещена.

cf10b2b8ca679d5ef79776490c2a18f3.jpg


Основные правила агитации

Формы и способы агитации
Кандидатам и партиям разрешается:

  • проведение встреч с избирателями;
    • размещение агитматериалов на специально отведённых площадках;
    • распространение печатных, аудио- и видеоматериалов;
    • участие в дебатах, интервью и теле-/радиопрограммах;
    • агитация в интернете и социальных сетях с обязательным указанием источника и заказчика.

Все материалы должны быть оплачены через избирательные фонды.

ЦИК неоднократно информировала о том, что все расходы осуществляются только через спецсчёт избирательного фонда. Превышение установленных лимитов финансирования запрещено. Каждая партия и кандидат обязаны регулярно предоставлять отчётность в ЦИК.

IMG_20251110_150224.jpg

Член ЦИК Узарбек Жылкыбаев напомнил, что каждый кандидат должен проводить агитацию только в рамках своего избирательного фонда. "Если кандидат заявил, что его фонд составляет миллион сомов, то даже 5000 сомов вне избирательного фонда будут считаться нарушением законодательства о выборах. Это должны помнить все кандидаты и действовать в рамках законодательства ",- сказал он.

Как подчеркнули в ЦИК, в период агиткомпании имеется ряд строгих ограничений.

034e1eda-8db8-4df6-956d-064a69299615_cx0_cy40_cw0_w1080_h608.jpg

Категорически запрещается:

1. Подкуп избирателей
• передача денег, товаров, подарков, льготных услуг;
• раздача благотворительной помощи в период кампании;
• проведение платных мероприятий с участием избирателей.

2. Использование
административного ресурса
• участие госслужащих в агитации в рабочее время;
• использование помещений, транспорта, имущества госорганов;
• давление на бюджетников, студентов и другие организованные группы.

3. Негативная и деструктивная агитация
• распространение заведомо ложных сведений о конкурентах;
• призывы к национальной, религиозной, социальной розни;
• использование языка вражды.

4. Нарушение правил размещения агитматериалов
• размещение вне разрешённых площадок;
• агитация вблизи избирательных участков в день голосования;
• снятие или порча материалов конкурентов.

5. Использование иностранных средств

Любое финансирование из-за рубежа, от граждан, организаций или государств, полностью запрещено.

mer.jpeg

Узарбек Жылкыбаев также предостерёг государственных и муниципальных служащих, а также сотрудников компаний, более 30% акций которых принадлежит государству, от участия в агитационных кампаниях. " Также запрещено лайкать посты и фотографии кандидатов, а также публиковать материалы про кандидатов",- сказал он.

1072748564_0_159_3076_1889_1920x0_80_0_0_be2c76d71e4aae29caffcffe9374fee2.jpg

Государственная налоговая служба Кыргызской Республики обращает внимание кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша на нормы налогового законодательства.

Как сообщили в ведомстве, доходы физических лиц, полученные от кандидатов и политических партий из их избирательных фондов за выполнение обязанностей доверенного лица, наблюдателя, представителя, а также за оказание агитационных услуг в период избирательной кампании, не облагаются подоходным налогом.

Кроме того, деятельность агитаторов в период избирательной кампании не относится к видам деятельности, облагаемым налогом на основе патента.

1096228474_0_0_1920_1080_1920x0_80_0_0_0706c526311c02b8f6b06ac1db82e042.jpg

В Кыргызстане нарушение правил агитационной кампании влечет как административную, так и уголовную ответственность: использование средств вне избирательного фонда может привести к предупреждению или аннулированию регистрации кандидата, подкуп избирателей карается штрафами и, при серьёзных масштабах, уголовным преследованием, а злоупотребление административным ресурсом, сокрытие финансовой отчетности, агитация в запрещённый период и нарушения в СМИ также наказываются штрафами, дисциплинарными мерами и, в случае систематичности или существенных нарушений, отменой регистрации кандидата.