Телефонные мошенники: схемы обмана и способы защиты

Общество Загрузка... 22 Октябрь 2025 14:15
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
Next
Previous
Next
Previous

Бишкек, 22.10.25. /Кабар/. Цифровые технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, обеспечив удобство и новые возможности. Однако вместе с их развитием растут и риски, связанные с киберпреступностью. В последние годы в Кыргызстане участились случаи телефонного мошенничества, когда злоумышленники представляются сотрудниками правоохранительных органов или банков и обманывают граждан.

Так, недавно мошенники звонили, представляясь сотрудниками Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, и требовали у граждан деньги. Министерство заявило, что не имеет отношения к подобным действиям и никогда не запрашивает деньги через сообщения или личные контакты.

WhatsApp_Image_2025-10-21_at_17.17.06_1.width-800.jpg

По данным Министерства внутренних дел, наиболее распространённые виды телефонного мошенничества:

  • звонки якобы из банка;
  • звонки от имени сотрудников правоохранительных органов;
  • сбор денег на лечение;
  • сообщения «от руководства»;
  • продажа дешёвых товаров;
  • аренда квартир;
  • «лотереи» и «выигрыши».
WhatsApp_Image_2025-10-21_at_17.32.45.width-800.jpg

Подобные случаи создают недоверие среди граждан и подрывают репутацию государственных органов. В результате люди начинают сомневаться даже в настоящих сотрудниках, что угрожает общественной безопасности и правам граждан.

Заместитель министра внутренних дел Нурбек Абдиев сообщил, что с начала года зарегистрировано 8 786 фактов мошенничества, из которых 76 % раскрыто, по остальным ведётся следствие.

WhatsApp_Image_2025-10-21_at_17.16.42.width-800.jpg

Рекомендации МВД для защиты от кибермошенников:

  • регулярно обновляйте программное обеспечение;
  • используйте сложные пароли;
  • не открывайте вложения из подозрительных писем;
  • не переходите по ссылкам из спам-сообщений;
  • не передавайте личные данные;
  • при сомнительных звонках или запросах связывайтесь напрямую с компанией или учреждением;
  • внимательно проверяйте адреса сайтов.

Если во время телефонного разговора с незнакомцем у вас возникают сомнения, МВД советует:

  • не сообщать никакой информации;
  • позвонить родственникам;
  • задать уточняющие вопросы;
  • не открывать ссылки;
  • не переводить деньги;
  • связаться с банком;
  • проверять источники информации.
WhatsApp_Image_2025-10-21_at_17.18.31.width-800.jpg

Новые схемы мошенников

В последнее время участились случаи, когда злоумышленники:

под предлогом продления срока действия SIM-карты получают доступ к аккаунтам;

взламывают WhatsApp и рассылают от имени пользователя просьбы занять деньги.

В таких случаях рекомендуется немедленно связаться с банком, заблокировать карту и сменить пароли. МВД, ГКНБ, Национальный банк и операторы связи регулярно рассылают гражданам информационные уведомления с предупреждениями о подобных схемах.

WhatsApp_Image_2025-10-21_at_17.19.00_1.width-800.jpg

Мошенничество в интернете

Распространён и другой вид обмана — ложные онлайн-проекты, предлагающие «заработок в интернете». Через соцсети и мессенджеры активно распространяются ролики и сообщения, призывающие вложить деньги в «выгодные» схемы.

«Из-за низкой финансовой грамотности многие граждане подвергаются риску попасть в ловушку мошенников. Под предлогом быстрого обогащения злоумышленники выманивают как можно больше денег. МВД постоянно предупреждает: участие в сомнительных проектах и финансовых пирамидах может привести к полной потере вложенных средств, и никто не гарантирует сохранность денег», — говорится на сайте МВД.

Ответственность

В Кыргызстане за интернет-мошенничество, хищение финансовых данных и телефонное мошенничество предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с:

Уголовным кодексом КР (от 28 октября 2021 года № 127);

Законом КР «О кибербезопасности» (от 17 июля 2024 года № 121).