Бишкек, 24.02.25. /Кабар/. Вице-спикер Жогорку Кенеша Нурбек Сыдыгалиев в комментариях ИА «Кабар» дал развернутые пояснения о широко обсуждаемой новой системе избрания депутатов парламента. Напомним, законопроект предполагает создание в Кыргызстане 30 округов, где по итогам выборов будут определяться три победителя, и, как минимум, один из них будет женщина. Кандидаты смогут воспользоваться механизмом самовыдвижения, также их смогут представлять политические партии.
Нурбек Сыдыгалиев объяснил, почему новая система проведения выборов в ЖК, на его взгляд, является более справедливой и открытой:
Данный проект конституционного Закона предусматривает новый механизм формирования Жогорку Кенеша Кыргызской Республики – высшего представительного органа государства – на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Международная практика показывает, что народное представительство в парламенте может иметь как минимум четыре формы.
Во-первых, существует географическое представительство, подразумевающее, что от каждого региона, будь то город, поселок, провинция или избирательный округ, избираются представители в законодательный орган, которые в конечном итоге подотчетны перед своим регионом.
Во-вторых, идеологические различия внутри общества могут быть отражены в законодательном органе через представителей политических партий, или независимых представителей, или через тех и других вместе.
В-третьих, законодательный орган может представлять существующую в стране партийно-политическую ситуацию, даже если у политических партий нет идеологической основы. Если половина избирателей проголосует за какую-либо партию, однако эта партия не получит ни одного, или почти ни одного места в законодательном органе, то нельзя считать, что такая система выражает волю народа.
В-четвертых, концепция общенародного представительства подразумевает, что законодательный орган должен быть в некоторой степени «зеркалом нации», т. е. во всех своих проявлениях он должен отражать и представлять весь спектр народа в целом. В состав адекватного законодательного органа должны входить женщины и мужчины, молодые и старые, богатые и бедные, а также представители различных религиозных конфессий, языковых и этнических групп общества.
Представительство, как способ функционирования и деятельности Жогорку Кенеша, выражается прежде всего в обязанности депутатов поддерживать тесные отношения с избирателями, направленные на выявление интересов различных социальных групп. Представительная функция Жогорку Кенеша заключается в том, что парламент выполняет роль форума для высказывания точек зрения и обсуждения вопросов, имеющих локальное и государственное значение, а также для определения основ государственной политики по результатам этих обсуждений.
Эффективное осуществление представительных функций депутатами Жогорку Кенеша заключается в поддержании ими диалога со своими избирателями с целью выяснения их взглядов по актуальным внутренним и международным проблемам, а также в использовании своих полномочий (т.е. принятие законов, участие в дебатах, составление парламентских запросов и т.д.) для озвучивания основанных на этих мнениях предложений. Кроме того, депутаты могут от имени своих избирателей лоббировать определенные проекты или финансовые инициативы.
Представительная роль депутатов Жогорку Кенеша подразумевает то, что они должны встречаться со своими избирателями и отчитываться о проделанной работе и достигнутых результатах. Помимо поддержания связи с избирателями, депутаты могут проводить определенную работу с населением, например, предоставлять избирателям адресную помощь и решать их конкретные социально-экономические проблемы. В целом эффективность выполнения представительной функции депутатами Жогорку Кенеша зависит от того, как взаимодействие с ними видится гражданами. Выборность и «мандат избирателей» позволяют Жогорку Кенешу законодательствовать и выполнять другие функции, а избирателям видеть свою причастность к решениям, принимаемым парламентом.
Представленный проект конституционного закона направлен на исправление недостатков пропорциональной системы выборов по партийным спискам.