Замминистра просвещения рассказала о цифровой трансформации системы образования

Общество Загрузка... 24 Декабрь 2025 16:25
IMG_3883.jpeg
copyright icon Минпросвещения КР

Назгуль Нурманбетова

Все материалы

Бишкек, 24.12.25 /Кабар/. На Республиканском педагогическом мероприятии «Алтын Казык: основные достижения и планы на будущее» заместитель министра просвещения Кыргызской Республики по цифровому развитию Лира Самыкбаева рассказала о ключевых результатах и дальнейших шагах цифровой трансформации системы образования.

В своём выступлении она отметила, что цифровизация образования в Кыргызстане реализуется в соответствии с Концепцией цифровой трансформации страны на 2024–2028 годы и направлена прежде всего на облегчение работы учителей, повышение качества образования и принятие управленческих решений на основе точных и своевременных данных.

По её словам, цифровые решения внедряются не ради технологий, а ради конкретных изменений в школе — чтобы у педагогов было больше времени на обучение детей, а у учеников — более понятный и индивидуальный образовательный путь.

Как отметили в Минпросвещения КР, одним из ключевых достижений стало создание единой цифровой экосистемы образования, в основе которой лежат три крупных реестра — обучающихся, педагогов и образовательных организаций. Эти реестры позволяют аккумулировать всю информацию в одном месте и обеспечивают её доступность для государственных органов, а также прозрачность процессов в сфере образования.

Подчеркивается, что сегодня в АИС «Күндөлүк» уже сформирован единый цифровой реестр детей, охватывающий общее и начальное профессиональное образование. Что касается дошкольного реестра его пока нет, но министерство уже создаёт систему куда будут собирать портфолио с детского сада.

«Информация о ребёнке начинает формироваться с раннего возраста и сопровождает его на всех этапах обучения. С 1 сентября 2025 года личные дела обучающихся уже ведутся исключительно в электронном формате, что полностью исключает необходимость бумажных носителей и упростило переводы между школами и уровнями образования.

Электронное портфолио ученика включает оценки, посещаемость, участие в олимпиадах и конкурсах, а также социально-демографические и медицинские данные, необходимые для комплексного подхода к обучению. Вся информация хранится системно и последовательно, включая архивные данные из ранее существовавших бумажных личных дел.

Благодаря автоматизации около 70 процентов статистических данных в сфере образования сегодня формируются на основе цифровых систем. Более половины отчётных форм, которые ранее заполнялись вручную, переведены в электронный формат. Это позволило значительно сократить бумажную отчётность и снизить административную нагрузку на педагогов и руководителей школ», - говорится в сообщении ведомства.

Отдельное внимание в выступлении было уделено автоматизированной системе «Мугалим», которая стала национальным реестром педагогических работников. В ней собрана полная информация о квалификации, стаже, результатах аттестации и профессиональном развитии учителей. Система также используется как единая платформа доступа к другим образовательным сервисам и обеспечивает прозрачный онлайн-отбор в кадровый резерв руководителей образовательных организаций.

Также указывается, что в сфере управления школьной инфраструктурой внедрён единый цифровой реестр образовательных организаций, позволяющий в онлайн-режиме видеть наполняемость школ, количество смен и превышение проектной мощности. Эти данные уже используются как один из основных инструментов при планировании строительства новых школ и развитии образовательной инфраструктуры.

Кроме того, в стране создана цифровая библиотека учебных и методических материалов «Санарип Кампа», где собраны интерактивные ресурсы по основным естественно-научным предметам для учащихся 5–11 классов и учителей. В настоящее время она интегрируется с электронным журналом и станет частью единой цифровой образовательной среды.

В завершение выступления было подчёркнуто, что цифровая трансформация даёт комплексный эффект для всех участников образовательного процесса. Для учеников — это удобный и прозрачный образовательный путь без лишней бюрократии, для учителей — снижение нагрузки и новые профессиональные возможности, для системы управления — точные данные и эффективное планирование. В целом цифровизация рассматривается как важная основа повышения качества, открытости и устойчивости системы образования в рамках реализации программы «Алтын Казык».