Бишкек, 29.10.25 /Кабар/. 25 сентября 2025 года Жогорку Кенеш национальный парламент Кыргызской Республики принял судьбоносное решение о самороспуске, тем самым открыв путь к проведению досрочных парламентских выборов, назначенных на 30 ноября 2025 года. Данный шаг рассматривается как важная веха в процессе дальнейшего политического развития страны и свидетельствует о стремлении к обновлению демократического мандата и укреплению институтов государственной власти.
На фоне данного значимого события я недавно совершил официальный визит в Кыргызстан, который, как оказалось, совпал по времени с этапом подготовки решения о роспуске Жогорку Кенеша. Мой визит проходил в рамках парламентской дипломатии Малайзии, направленной на укрепление взаимодействия и развитие более тесных связей с зарубежными законодательными органами.
За годы регулярных визитов в страны Центральной Азии, начиная с начала моей деятельности в Сенате парламента Малайзии (Дэван Ракьят), я пришел к выводу: государства региона демонстрируют устойчивое и возрастающее стремление к интернационализации, а также к более активному участию в глобальных политических и экономических процессах.
С момента моего предыдущего визита в Бишкек в 2009 году Кыргызская Республика претерпела значительные преобразования, наиболее ярко проявившиеся в регионе озера Иссык-Куль – одного из крупнейших и наиболее живописных озер в мире. Ранее слаборазвитый, этот регион сегодня стратегически позиционируется как ключевая точка, способная укрепить международный имидж Кыргызстана как нового перспективного направления на глобальной туристической карте.
В ходе встреч с представителями кыргызской администрации было подтверждено стремление страны к углублению интеграции в мировое сообщество. Это, в частности, выражается в намерении Кыргызстана баллотироваться на должность непостоянного члена Совета Безопасности Организации Объединенных Наций на 2027-2028 годы, а также в продвижении культурной дипломатии – через подготовку к проведению Всемирных игр кочевников в следующем году, крупного международного форума, посвященного традициям кочевого наследия и межкультурному взаимодействию.
Моя официальная встреча с президентом Кыргызской Республики Садыром Жапаровым, состоявшаяся в «Ынтымак Ордо», наглядно отразила стремление страны к национальному обновлению и модернизации. Помимо архитектурного величия «Ынтымак Ордо» выступает мощным символом возрождения национальной идентичности и твердой приверженности укреплению институтов государственной власти – аналогично тому, как малайзийский комплекс «Пердана Путра» олицетворяет государственность Малайзии.
Особое внимание заслуживает прагматичный и стратегически ориентированный подход президента Садыра Жапарова к развитию сотрудничества с Малайзией в качестве приоритетного исламского партнера. Подобное видение открывает реальные перспективы для выведения двусторонних отношений на качественно новый уровень.
По мере приближения парламентских выборов в Кыргызстане, внедрение мажоритарной избирательной системы, аналогичной применяемой в Малайзии, стало значительным шагом на пути к укреплению политического лидерства и эффективного государственного управления. Подписанный в июне текущего года президентом Садыром Жапаровым соответствующий закон направлен на упрощение процедуры голосования, усиление связи между кандидатами и их избирателями, а также на формирование более четкого и легитимного мандата для избранных представителей. Эти меры призваны устранить факторы, способствовавшие ранее наблюдавшейся политической нестабильности в стране.
Подобно малайзийской практике, новая избирательная система обеспечивает победившей политической силе более определенный и устойчивый мандат для реализации государственной политики с повышенной последовательностью и авторитетом. Такая институциональная устойчивость играет ключевую роль в обеспечении стабильной, предсказуемой среды, необходимой для дальнейшего углубления экономического и инвестиционного сотрудничества между Малайзией и Кыргызстаном.
Экономика Кыргызской Республики также демонстрирует устойчивую динамику роста, составляющую в среднем 9% ВВП за последние три года и 11% за первые восемь месяцев 2025 года. Существенным является то, что данный экономический подъем, обеспеченный структурными реформами и активным развитием инфраструктуры, сопровождается твердой приверженностью страны поддержанию региональной стабильности. Важным историческим событием стало достижение мирного соглашения с ближайшим соседом – Республикой Таджикистан – по многолетнему пограничному конфликту, что было закреплено подписанием соответствующего документа в начале текущего года.
В условиях отсутствия территориальных противоречий, создающих препятствия для регионального взаимодействия, масштабные инфраструктурные проекты, в частности железнодорожный коридор Китай – Кыргызстан – Узбекистан – ключевой элемент инициативы «Один пояс, один путь» - укрепляют позицию Кыргызстана как перспективного транзитного узла на современном Шелковом пути. Данный транспортный маршрут открывает новые возможности для расширения торговых связей и обеспечивает прямой доступ к значительным ресурсам, таким как энергетические мощности и редкоземельные минералы, что создает благоприятные условия для вовлечения малайзийских компаний в экономическое развитие Центральной Азии.
Целенаправленный и поэтапный подход представляется наиболее эффективной стратегией дальнейшего развития сотрудничества. Малайзийскому частному сектору рекомендуется безотлагательно реагировать на растущий спрос Кыргызстана на такие товары, как электроника, машиностроительное оборудование и переработанные пищевые продукты, одновременно используя накопленный Малайзией опыт в сфере исламского банкинга и расширяя торговлю халяльной продукцией – направлениями, в которых Малайзия занимает признанные лидирующие позиции на мировом рынке.
Важной темой моих дискуссий стало также обсуждение потенциала установления прямых авиарейсов между Бишкеком и Куала-Лумпуром, рассматриваемых как необходимый шаг для полного раскрытия и укрепления народных и культурных связей между нашими странами. Мой личный опыт пребывания в Бишкеке подтвердил, что эти связи имеют не только дипломатический, но и глубокий, личностный, долговременный характер.
Показательным примером служит сотрудник отеля, который обслуживал меня во время моего пребывания в Бишкеке. Он является гражданином Кыргызстана, но провел свои юные годы в Малайзии, где учился и воспитывался. Семейная история его связи с Малайзией насчитывает более двух десятилетий: его бабушка владела русским рестораном на острове Лангкави. Несмотря на то, что он покинул Малайзию несколько лет назад, он по-прежнему свободно владеет малайским языком и успешно строит свою карьеру, что является наглядным свидетельством долгосрочной ценности наших образовательных и культурных обменов.
В условиях современной геополитической конкуренции Кыргызстан и Малайзия демонстрируют преобразующий потенциал модели сотрудничества «АСЕАН + Центральная Азия (С5)» концепции, которую лидеры Центральной Азии всё чаще продвигают как стратегический инструмент противодействия глобальной нестабильности.
Для Кыргызстана углубление сотрудничества с Малайзией и АСЕАН открывает важный путь к диверсификации экономики и снижению зависимости от традиционных региональных центров влияния.
Для Малайзии и более широкого региона АСЕАН укрепление связей с государствами С5 – Кыргызстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Казахстаном и Туркменистаном – создаёт новые возможности для развития торговли, привлечения инвестиций и укрепления стратегического присутствия на евразийском пространстве. Примечательно, что обе стороны привержены многовекторной внешней политике, способствующей устойчивому развитию и региональной стабильности, что придает данному партнёрству особую перспективность в условиях формирующегося многополярного миропорядка.
Стратегической необходимостью, дополняющей более широкое видение, является открытие посольства Малайзии в Бишкеке. В ходе моего визита стало очевидно, что именно этого отсутствующего дипломатического звена не хватало для укрепления развивающегося партнёрства с Кыргызстаном и продвижения внешнеполитического курса Малайзии как «средней державы» в рамках сотрудничества АСЕАН + Центральная Азия.
С коммерческой точки зрения открытие посольства предоставит Малайзии прямой доступ к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) через Бишкек, что позволит более эффективно ориентироваться в правилах торговли и инвестиций на всем пространстве данного объединения. Решительные шаги по открытию посольства станут не только реализацией курса на «поворот к Центральной Азии», но и чётким сигналом приверженности Малайзии содержательному региональному взаимодействию.
Если Министерство иностранных дел Малайзии (Wisma Putra) действительно настроено на расширение глобального присутствия страны и укрепление связей с перспективными развивающимися столицами, то Бишкек должен занимать одно из приоритетных мест в этом списке. Открытие посольства в Бишкеке уже нельзя рассматривать исключительно как дипломатическую возможность – это своевременная необходимость, которая наглядно свидетельствует о твёрдом намерении Малайзии укреплять сотрудничество с регионом, приобретающим всё большее значение на мировой арене.
Сенатор Датук Нур Джазлан Мохамед – член партии UMNO (Объединенная малайская национальная организация), с июня 2023 года занимает должность заместителя председателя Сената парламента Малайзии. В период с 2015 по 2018 год занимал пост заместителя министра внутренних дел Малайзии.
Мнения, изложенные в данной статье, являются исключительно его личной точкой зрения.