Бишкек, 23.12.25. /Кабар/. Афганистан, Иран и Турция договорились о совместном строительстве железной дороги Герат – Мазари-Шариф. Согласно данным, на этапе технико-экономического обоснования проект оценивается в 10 млн долларов (март 2026 года), а первые тестовые грузовые перевозки намечены на 2027 год.
В беседе с агентством «Кабар» политолог, директор Центра стратегических исследований Евразии Бакыт Жумагулов рассказал о преимуществах железной дороги Герат – Мазари-Шариф.

По словам Бакыта Жумагулова, проект имеет высокую экономическую ценность, поскольку открывает возможность выхода на мировой рынок через Афганистан. Количество транзитных маршрутов сокращается, экспорт и импорт будут расти.
«Этот проект формирует торговый коридор Центральная Азия – Афганистан – Иран – Турция – Европа. Он существенно облегчит грузоперевозки, сократит время транзита. В то же время проект обладает геополитическими и региональными преимуществами. Он станет фактором интеграции Афганистана в региональную экономику. Если говорить о роли Ирана и Турции, то их позиции как транспортных хабов укрепятся, что повысит влияние Центральной Азии. Социально-экономическое значение проекта также велико: будут созданы тысячи рабочих мест, ускорится развитие городов и районов, через которые пройдет железная дорога. В целом этот проект позволит сформировать долгосрочные глобальные интересы», — сказал он.

С этой точки зрения транзитные возможности Кыргызстана также расширяются: грузы из Китая смогут выходить на новые крупные рынки через нашу страну. По оценке эксперта, эта железнодорожная линия создаст маршрут Китай – Кыргызстан – Узбекистан, откуда грузопотоки смогут идти через Таджикистан, Афганистан и Иран в сторону Турции, а затем в Европу.