Бишкек, 13.10.25. /Кабар/. Администрация президента Кыргызстана вынесла на общественное обсуждение законопроект «О внесении изменения в Конституцию Кыргызской Республики», предусматривающий возможность установления смертной казни за особо тяжкие преступления против детей и женщин.
Как отмечено в пояснительной записке, цель законопроекта — усилить охрану жизни и здоровья детей и женщин от преступных посягательств.
Дети и женщины отнесены Конституцией к высшим ценностям государства, а их жизнь и половая неприкосновенность подлежат особой защите. Кроме того, Кыргызстан является участником международных соглашений, включая Конвенцию ООН о правах ребёнка и Декларацию об искоренении насилия в отношении женщин, которые обязывают страны защищать женщин и детей от всех форм насилия.
По данным Генеральной прокуратуры КР, в последние годы в стране наблюдается рост случаев убийств и изнасилований:
Убийства:
- 2021 год — 39 (в том числе 3 ребёнка, 36 женщин);
- 2024 год — 43 (9 детей, 34 женщины);
- за 8 месяцев 2025 года — 28 (7 детей, 21 женщина).
Изнасилования:
- 2021 год — 80 (в том числе 68 несовершеннолетних);
- 2023 год — 175 (160 несовершеннолетних);
- за 8 месяцев 2025 года — 81 (62 несовершеннолетних).
Авторы отмечают, что значительная часть преступлений остаётся латентной, поскольку семьи жертв боятся огласки.
Проектом предлагается изменить часть 1 статьи 25 Конституции, установив, что:
«Каждый имеет неотъемлемое право на жизнь. Посягательство на жизнь и здоровье человека недопустимо. Никто не может быть произвольно лишен жизни.
Смертная казнь может быть установлена законом только за изнасилование детей, убийство, сопряжённое с изнасилованием».
Одновременно предлагается признать утратившим силу закон от 16 марта 2010 года № 52, которым Кыргызстан присоединился ко Второму факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленному на отмену смертной казни.
В случае принятия законопроекта на всенародном референдуме, в Жогорку Кенеш будут внесены соответствующие поправки в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы.
Принятие документа, как указано в пояснительной записке, не потребует дополнительных подзаконных актов.