Бизнес готов вложиться в Ат-Башы - Абдыкадыров

Интервью Загрузка... 24 Июнь 2025 17:45
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
Next
Previous
Next
Previous
copyright icon WWW
Айпери Кожоева

Айпери Кожоева

Все материалы

В 2019 году на территории Ат-Башынского района Нарынской области начались работы по строительству индустриального торгово-логистического комплекса.

Предприниматель и бывший мэр Бишкека Эмильбек Абдыкадыров рассказал агентству «Кабар», что проект, который планировался к реализации совместно с китайскими инвесторами, был остановлен из-за вмешательства лиц, преследовавших собственные интересы.

По его словам, даже сегодня, с учетом инвестиционного потенциала региона, не поздно запустить крупные производственные комплексы.

— Известно, что привлечение инвестиций положительно влияет на социально-экономическое развитие региона. Расскажите, в чем заключались преимущества индустриального логистического комплекса, строительство которого было приостановлено?

— Как гражданин Кыргызстана, я стремлюсь привлекать инвестиции в страну и вносить вклад в развитие экономики. В 2019 году мы инициировали проект по созданию индустриального торгово-логистического комплекса на территории свободной экономической зоны в Нарынской области. Стоимость первой фазы оценивалась в $353 млн. С китайскими инвесторами был подписан договор о совместной реализации проекта. Был выделен участок площадью около 200 гектаров, предназначенный для аренды на 49 лет. Мы разработали генеральный план и технико-экономическое обоснование.

Мы тщательно просчитали, какую выгоду получит как государство, так и инвесторы, и пришли к взаимопониманию. Подобные промышленные зоны успешно работают в других странах. Я лично посещал такие объекты и изучал их опыт. Один из китайских заводов был готов начать сборку телефонов именно на этой площадке. Также планировалось производство электромобилей с ориентиром на экспорт. Однако реализация проекта была остановлена из-за давления со стороны ограниченного круга лиц. Несмотря на это, я убежден, что проект необходимо возобновить. Нельзя бесконечно только покупать и перепродавать, мы должны развивать собственное производство.

— Какую пользу принес бы региону этот проект?

— По нашим расчетам, в процессе строительства логистического центра было бы создано около 12,5 тысячи рабочих мест. Уже на этапе возведения ограждений и закладки капсулы мы планировали трудоустроить более 800 человек. В логистической зоне должны были появиться терминалы, склады и перерабатывающие предприятия, что снизило бы стоимость грузоперевозок, ведь путь в Китай через Ат-Башы значительно короче. Развивалась бы оптовая и розничная торговля, начали бы работать десятки компаний. Это привело бы к росту налоговых поступлений и улучшению региональной инфраструктуры.

— Как вы оцениваете инвестиционный климат в Нарынской области сегодня?

— В регионе, особенно в Ат-Башынском районе, есть благоприятные условия для строительства промышленных объектов. Инвесторы, вкладывая деньги, всегда смотрят на перспективу в 5-10 лет. Китайская сторона понимает, что Кыргызстан выгодно расположен с точки зрения логистики. А с вводом железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан экспортный потенциал страны значительно вырастет. Поэтому считаю, что и сегодня еще не поздно начинать строительство. Главное - уважительно и ответственно относиться к инвесторам. Даже если из десяти заинтересованных останется один, это уже шанс, которым нужно уметь воспользоваться.