Дастан Жапар Рыскелди: Я всегда стремлюсь запечатлеть нашу реальность

Интервью Загрузка... 16 Июль 2025 16:01
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
Next
Previous
Next
Previous

Александр Кулинский

Все материалы

В последние месяцы имя кинорежиссера Дастана Жапара Рыскелди находится на слуху благодаря успеху его фильма «Качкын» («Сделка на границе»). Картина получила признание на нескольких международных фестивалях. В интервью агентству «Кабар» кинорежиссер рассказал, почему его фильм находит отклик у международной аудитории, и что он хочет сказать своим творчеством.

WhatsApp Image 2025-07-16 at 15.36.10.jpeg

Дастан Жапар Рыскелди (Дастан Жапар уулу) — кинорежиссер, сценарист, продюсер и оператор. Родился в 1988 году. В 2016 году его дебютный фильм «Атанын керээзи» («Завещание отца»), сорежиссером которого выступил Бакыт Мукул, получил главный приз «Золотой Зенит» на Монреальском международном кинофестивале класса «А». За свою деятельность Дастан Жапар Рыскелди был награжден Почетной грамотой Кыргызстана и стал лауреатом государственной молодежной премии имени Чынгыза Айтматова. Он является членом Азиатско-Тихоокеанской киноакадемии и Оскаровского комитета Кыргызстана.

- Ваш фильм «Качкын» довольно успешно участвует в международных кинофестивалях. Как вы думаете, что именно в вашем творчестве находит отклик у международной аудитории?

- Недавно я прилетел из Вьетнама. Там на кинофестивале в Дананге наш фильм выиграл главный приз. Это замечтаельно, так как там были представлены очень сильные конкуренты - лауреаты и участники Каннского, Венецианского, Шанхайского кинофестивалей. Очень сильные картины. И получение гран-при на этом фестивале для нас очень важно.

Что именно находит отклик у международной аудитории? Гуманистические посылы моих фильмов. Реализм, в котором живут мои герои. Реализм, при помощи которого рассказывается моя история. Я всегда стремлюсь запечатлеть нашу реальность. И показать без прикрас.

Если посмотреть на отклики, то в моих фильмах всегда хвалят актерские работы, операторскую работу, художественную часть, несмотря на то, что мы придерживаемся вот такой суровой реальности.

Приведу в пример поздравление, которое опубликовали в социальных сетях фестиваля во Вьетнаме. Там очень коротко и ясно поздравили наш фильм: «Высшая награда в категории азиатских фильмов – лучший фильм – была присуждена фильму «Сделка на границе» режиссера Дастана Жапара Рыскелди из Республики Кыргызстан. Мощная и глубоко человечная история, рассказанная с суровым реализмом и пронзительной моралью – поздравляем команду с тем, что она оставила неизгладимое впечатление на DANAFF III и тронула сердца как жюри, так и зрителей!».

- Вы уже слышите «злое шипение» коллег по отечественной киноиндустрии?

- Я думаю, везде такое бывает. И не раз такое слышал. Особо не обращаю внимание на это. Если дают конкретные советы, то я к ним прислушиваюсь. А на несправедливые замечания не обращаю внимания и стараюсь работать усерднее и показывать результат.

Успехи на фестивалях – результат, который меня устраивает.

- Как вы относитесь к посту отечественного продюсера Талантбека Толобекова в Facebook, где он говорит о необходимости признания деятелей культуры на государственном уровне?

- Талант Толобеков поднял очень важную проблему признания деятелей культуры на госуровне. Многие фильмы, например, борются за Оскар в номинации «Лучший иностранный фильм». В это вкладываются большие деньги. Несколько лет назад Оскара получил венгерский фильм. И его режиссёр Ласло Немеш, когда получал награду, поблагодарил правительство Венгрии за то, что оно способствовало продвижению фильма. Скорее всего министерство или департамент кино Венгрии направлял средства на промоушн, на продвижение фильма в Америке, что способствовало получению голосов американских киноакадемиков.

Нужно поддерживать фильмы на государственном уровне, чтобы добиваться больших успехов на форумах типа Оскара. И тем самым повышать престиж страны. Делать ее привлекательной, в том числе и для туристов. Это только одна сторона. Есть много и других сторон.

- Победа на международных кинофестивалях – это, в первую очередь, личное достижение режиссера?

- Когда тебя объявляют победителем, называют не только название фильма и имя режиссера. Всегда пишется и озвучивается страна.

- Должны ли кинорежиссера торжественно встречать в аэропорту с красной дорожкой, цветами и оркестром?

- Не только спортсменов надо встречать как героев. Необязательно помпезно, с красной дорожкой, цветами и оркестром встречать кинематографистов в аэропорту. Но знаки внимания и поддержку оказывать, я думаю, можно. Ведь это большое достижение для страны, а не только для режиссера и его съемочной команды.

- Для вас, как для режиссера, какова истинная мера успеха?

- Для меня истинная мера успеха – это создание такого кино, которое будет успешно на фестивалях. И в то же время будет иметь успех у зрителей. Кино, которое станет культовым и будет актуальным, свежим по прошествии многих лет. Кино, которое полюбится многим зрителям. Думаю, о таком успехе мечтают многие режиссеры. В том числе и я.

- В своих фильмах, например, в «Качкыне», вы не боитесь затрагивать острые социальные проблемы. Почему для вас так важно говорить о них на экране?

- Через такие социальные проблемы проходила наша семья, мой родной братишка. Я сам проходил через такие ситуации. Уверен, что бывают в жизни и куда более сложные и даже страшные ситуации.

Про все это нужно снимать. Особенно если мы когда-то пережили это сами. Для режиссеров очень важно, когда он снимает фильм про пережитое им самим. В таком случае кино получается пронзительным и искренним.

Поэтому моим коллегам не нужно бояться таких тем. Они должны быть вызовом для режиссёров. Мы должны быть впереди и показывать это на экране. И тем самым предостерегать зрителей, чтобы те не повторяли чужие ошибки. Чтобы не становились, например, жертвами работорговли, не оказывались в ситуациях, в которые попадают герои наших фильмов. Это больше даже как информация, напоминание.

И, я думаю, нужно говорить о таких проблемах, чтобы уменьшить их число. Чтобы люди имели возможности решать эти проблемы и, самое главное, не повторяли чужих ошибок.

WhatsApp Image 2025-07-16 at 15.36.06.jpeg

Фильм «Качкын» («Сделка на границе»)

  • Режиссер: Дастан Жапар Рыскелди.
  • Сюжет: Картина основана на реальных событиях. Она рассказывает историю двух наркоторговцев, которые встречают сбежавшую из рабства девушку и решают ей помочь.
  • Тема: Фильм поднимает темы трудового рабства и последствий нелегальной миграции.
  • Места съемок: Основные съемки проходили в Нарыне, Балыкчы и Токтогуле.
  • Мировая премьера: Состоялась в 2024 году на Пусанском международном кинофестивале в Южной Корее.
  • Награды:
    • Гран-при и звание «Лучший азиатский фильм» на кинофестивале в Дананге (Вьетнам).
    • Приз за лучшую режиссерскую работу на II Международном фестивале кино стран Евразии «Евразия-Кинофест».
    • Приз «Золотая камелия» за лучший сценарий на кинофестивале стран ШОС в Чунцине.
    • Три награды на Международном фестивале кино Азии в Везуле (Франция).
    • Приз за лучший актерский ансамбль на кинофестивале «Западные ворота» в Пскове.
    • Приз за лучшую мужскую роль актеру Марату Абылаю на Чебоксарском международном кинофестивале.

- Какую реакцию общества вы надеетесь вызвать своими работами?

- Я в основном снимаю социальные драмы. Для меня это очень важно. Я призываю говорить о социальных проблемах. По возможности, решать их. А самое главное, знать, что есть такие проблемы. И иметь больше информации для размышления.

В 2018 году в Американском университете в Центральной Азии был показан мой фильм «Завещание отца». Там поднимается тема миграции. И после показа фильма ко мне подошла женщина с тремя маленькими детьми. Сфотографировалась со мной и ушла. Я ее очень хорошо запомнил. Через год, когда началась подготовка к фильму «Дорога в Эдем», после окончания работы я вышел на остановку, ждал автобус. В это время ко мне подходит та самая женщина, здоровается. И рассказывает, что после просмотра фильма «Завещание отца» она решила не уезжать из Кыргызстана в иммиграцию в Канаду. Поблагодарила и ушла.

Тогда я лично убедился, что работа режиссёра может менять жизнь какого-то зрителя в хорошую или даже в лучшую сторону. Это для режиссера самое главное. После этого я понял, что на правильном пути, и что должны быть режиссёры, которые снимают и поднимают такие социальные проблемы.

- Какую роль, на ваш взгляд, играет современный кыргызский режиссер в формировании общественного сознания в Кыргызстане?

- Я считаю, что современный кыргызский режиссер играет важную роль в формировании общественного сознания. Сейчас многие отечественные коммерческие фильмы подстраиваются под действительность и снимают уже на актуальные темы. За последний год появилось много фильмов на тему семейного насилия. Они тем самым поднимают важную проблему. Также снимают комедийные фильмы, которые поднимают вопросы единства семьи.

Другое дело, сделано ли это хорошо, качественно? Если фильмы сделаны очень плохо, то они, наоборот, снижают интерес зрителя, убивают его вкус. Нужно всегда стараться снимать качественно и художественно.

- Насколько сильно кинорежиссер должен быть оторван от реальности или, наоборот, быть ее частью, чтобы его творчество было актуальным?

- Я, например, режиссер, который снимает то, что волнует меня, что у меня внутри и что хочу рассказать. Для меня важно показать то, что происходило со мной.

Это не обязательно целые истории. Могут быть какие-то эпизоды, случаи из жизни. Но для меня важно быть частью этой экранной реальности, чтобы в итоге получился искренний фильм. Чтобы после его выхода на экран, через отклики зрителей услышать, тронул ли мой фильм зрителя. Для меня это очень важно.

- Многие режиссеры стремятся к «большому кино», ориентированному на массового зрителя, в то время как другие сосредоточены на авторском кино. Каков баланс между художественной ценностью и коммерческим успехом в вашем творчестве?

- Для меня пока что преобладает художественная ценность моих фильмов. Возможно, поэтому они ещё не стали коммерчески успешными. Я думаю, такие фильмы никогда не получат коммерческого успеха, потому что эпоха 60-70-80-х годов давно ушла. Сейчас, чтобы привлечь зрителя, нужно снимать кино совсем другого толка, совсем другого формата, темпоритма.

Поэтому для меня сейчас в моём творчестве важна художественная ценность, идея, посыл. И, самое главное, поднимаемые вопросы, которые будут актуальными даже через много лет.

- Если бы вам представилась возможность обратиться к обычному зрителю, который далек от фестивальных побед и глубоких киноманских рассуждений, чтобы вы ему сказали о значимости кино в его повседневной жизни?

- Я бы сказал такому человеку, что кино очень многое значит в нашей жизни. Даже один фильм может поменять жизнь человека в хорошую сторону.

Кино – это пища для разума, основа для размышления. Поэтому я бы попытался узнать, какую пищу хочет такой зритель. Может быть, ему нужно документальное кино, которое поменяет его мировоззрение. Либо художественный фильм, который поменяет его отношение к людям.

Я бы рассказал этому зрителю о фильмах, которые делают людей более человечными. Либо о фильмах про экологию, после которых зритель поменяет своё мнение об окружающей среде и станет хорошо относиться и ценить землю, которую раньше не ценил.

Вот это я попытался бы сделать. Ведь кино - это мощное оружие. Оно может быть ориентиром для человека на многие годы. Поэтому нужно разговаривать с людьми и дать им то, чего они хотят.

- Насколько, по вашему мнению, возможно сегодня творить, развиваться и подниматься на большие высоты кинорежиссеру, оставаясь в Кыргызстане?

- Чтобы творить, развиваться и подниматься на большие высоты, оставаясь в Кыргызстане… Сегодня это трудно. Действительно…

Потому что зарплаты очень маленькие, гонорары маленькие. Нужно, я думаю, на государственном уровне поднимать гонорары. Сейчас кинорежиссеры не числятся в штате какой-то киностудии. Поэтому очень актуально, например, поощрять стипендиями режиссеров, которые добились на международных фестивалях больших высот. Таких у нас не так много. И поощрение стипендиями или премиями поддержало бы их.

И еще нам нужны действительно мощные продюсеры. Желательно международного уровня, которые работали бы в ко-продукции с другими странами. Это повысило бы шансы наших режиссеров добиться больших успехов. У нас продюсеры только начинают развиваться. Их стало больше, чем, например, 5 лет назад. И это радует. Думаю, в скором времени они вырастут и будут работать с международными продюсерами, и, надеюсь, дадут хорошие результаты.

- Какие фильмы Дастана Жапара Рыскелды ждать зрителю в ближайшие год – два?

- В разработке несколько идей. Одна - в жанре драмедии. Это социальная драма с элементами комедии на очень актуальную тему. Также есть идея социальной драмы. Очень животрепещущая. В ее основе человечная история.

Думаю, можно в ближайший год-два ожидать эти проекты. Я сейчас над ними работаю.