Бишкек, 07.09.25. /Кабар/. Молодой кыргызский режиссер и оператор-постановщик Каныбек Калматов рассказал информагентству «Кабар» о начале работы над масштабным художественным фильмом, посвящённым жизни и творчеству великого писателя Чынгыза Айтматова.
В интервью он поделился тем, когда появилась идея картины, какие этапы биографии писателя станут ключевыми и каким он хочет видеть будущий фильм.

— Когда впервые появилась идея снять фильм о Чынгызе Айтматове? Почему именно сейчас вы решили взяться за эту тему?
— Идея возникла в 2024-м году. Во-первых, из-за моей любви к нашему дорогому писателю Чынгызу Айтматову — к его личности, к его творчеству. Масштаб его личности необъятен: те вопросы, которые он поднимал, те глубины души, которых он касался, трогают и сегодня. Второе — это голод по хорошим, качественным фильмам. Наша киноиндустрия редко выпускает сильные жанровые картины, и мне хочется стать одним из первых, кто создаст действительно масштабный и качественный фильм. Третье — сейчас я чувствую, что живу лучшие годы своей молодости. У меня есть энергия и амбиции, и именно в молодости рождаются смелые проекты. Я верю в будущее кыргызского кинематографа и хочу снимать настоящее кино.

— Какие этапы жизни писателя вы считаете ключевыми для сюжета?
— Конечно, это детство и пик его карьеры в 1980–1990-е годы. Мы делаем художественный биографический фильм, который охватывает всю его жизнь, но акцентируем внимание на главных моментах. Конечно, это не будет трёх- или четырёхчасовая картина. Мы выберем ключевые эпизоды, которые раскрывают Айтматова как человека и писателя. Иногда одной сценой можно рассказать целую историю — так и в нашем фильме. Мы условно делим материал пополам: 50% — это отрочество и детство, которые многое определили в его судьбе, и 50% — зрелые годы, когда он стал всемирно известным писателем.

— Будет ли фильм строго следовать биографии или допустите художественные отступления?
— Мы будем придерживаться фактов биографии великого писателя, но допускаем художественные элементы, которые помогут передать дух истории. Нам важно, чтобы фильм был художественным, а не документальным. Зритель не должен чувствовать, что смотрит сухой двухчасовой пересказ. Картина должна идти на одном дыхании, вызывать эмоции и влиять на зрителя. Я считаю, что кино — это не только слова, а прежде всего сцены и действия, которые способны рассказать больше.
— Что в жизни и творчестве Айтматова вам ближе всего как человеку и как режиссёру?
— Ближе всего для меня — тема отца и тема идентичности. Эти мотивы проходят через все его произведения. Это своего рода скрытый код, который он закладывал в тексты. Для меня это богатый материал для размышлений и будущей картины. Думаю, фильм во многом будет построен вокруг этих тем — отцовства и идентичности народа, страны.
— Есть ли у вас любимое произведение Айтматова, которое особенно повлияло на вас?
— Как ни странно будет звучать, больше всего на меня повлияли два произведения — рассказ «Солдатёнок» и «Тополёк мой в красной косынке». Я прочитал их первым, когда мне было 12–13 лет. Всё, что читается в таком возрасте, особенно глубоко врезается в память. Эти истории стали для меня самыми яркими. Но я не могу сказать, что другие произведения мне менее близки: каждое из них в той или иной степени воздействует на читателя и затрагивает душу.

— Планируете ли снимать в реальных местах, связанных с жизнью писателя? Где именно будут проходить съёмки?
— Основные съёмки будут проходить в Кыргызстане. Также планируем работу в России (Москва), Казахстане, возможно, в Узбекистане и Беларуси. Точные локации определим на стадии продакшена, когда непосредственно начнутся съёмки. Очень важно, что мы будем использовать реальные локации со современными спецэффектами и с использованием очень сильной художественной базы в плане реквизитов.
— Каким вы хотите видеть этот фильм в восприятии зрителей? Что должно остаться в их памяти после просмотра?
— Для меня это, наверное, самый сложный вопрос. Мы, киношники, каждый день задаёмся им: для чего мы снимаем фильмы? Как вы, наверное, знаете, есть коммерческое кино, есть авторское. Но я считаю, что неправильно говорить, будто кино должно учить или воспитывать — это дело семьи, родителей, отцов и детей. Кино должно приносить эмоции и догадки, как и произведения Чынгыза Айтматова. Он ведь проникал в самую душу и оставлял нам не ответы, а вопросы. А когда есть готовый ответ — это слишком просто, это не развивает человека, не заставляет его думать и размышлять. Поэтому я думаю, что оставлю зрителя после просмотра фильма с вопросами и выбором. Для меня самое главное в кино — это эмоции и возможность каждому самому найти ответ.