Кожон Нурманбетов - посланец кыргызского народа на фронтах Великой Отечественной войны. Он участвовал в Советско-финской войне, защищал Брестскую крепость, отличился в Курской битве, после завершения которой стратегическая инициатива окончательно перешла на сторону Красной Армии. Невозможно оценить подвиг кыргызского солдата Кожона, как и каждого бойца, участвовавшего в кровопролитных битвах в годы Великой Отечественной войны, он бесценен! И, сегодня, когда наша страна празднует 80-летие Дня Победы, самое малое, что мы можем сделать, - это вспомнить об их подвиге и о той «плате», которую они отдали за наш мир – мир без фашизма!

Из архивных записей…
«Среди отличившихся в боях на Орловско-Курской дуге был кыргызстанец Кожон Нурманбетов, который принимал участие в обороне Брестской крепости. В составе 214 гвардейского полка Кожон участвовал в боях под Белгородом - важном пункте в дни грандиозных сражений на Курской дуге.
Курская битва - одна из крупнейших Второй мировой войны, явилась важным этапом на пути к победе Советского Союза над фашистской Германией. Буржуазные историки фальсифицируют роль и значение Курской битвы. Одни из них стараются реабилитировать командование вермахта, затушевать его промахи и всю вину за провал операции "Цитадель" возложить на Гитлера. Другие считают Курскую битву незначительным эпизодом войны и умалчивают о ней. В действительности же победа советских войск в Курской битве имела огромное стратегическое и политическое значение. В этой битве окончательно потерпела крах наступательная стратегия вермахта. Завершился коренной перелом в ходе войны…», - говорится в диссертации доктора исторических наук Орозбека Сагынбаева «Посланцы Кыргызстана на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Опыт и уроки: преодоление стереотипов».
И в этом важном бою сыграл не последнюю роль кыргызский солдат Кожон из маленького села в Чуйской области. Именно на Курской дуге он был тяжело ранен и, получив инвалидность второй группы, вернулся в родные края.
Среди наград Кожона Нурманбетова – орден Красной Звезды, Отечественной войны II степени, а также другие медали...

Кожон Нурманбетов с супругой Кукун
Из рассказа дочери
«Мой отец 1917 года рождения, родился в Сталинском районе (Ныне Московский район Чуйской области). В 1939 году его забрали в армию, в 1941 году он отправился на войну, ему тогда было 24 года. В 1943 году он участвовал в Курской битве, где получил тяжелое ранение и вернулся домой в звании младшего лейтенанта», - рассказывает дочь Кожона Нурманбетова – Роза.
«Помнится, будучи маленькой, - делится она, - я спросила у мамы, не расстроилась ли она, что папа вернулся с войны хромой. А она мне ответила: «Доченька, мы очень радовались, что он вернулся домой живой! В нашем селе в те страшные дни войны почти в каждый дом приходила «черная весточка» о смерти отца, сына, брата… До сих пор помню, как в сердце щемило, когда слышала доносившийся плачь с соседних дворов после таких вестей. Поэтому, когда твой отец вернулся живым, пусть и израненным, мы плакали от радости», - рассказывала мама.
Я помню шрамы на теле отца – все руки и спина были ими исполосованы. У него очень болели суставы, потому что ему подолгу приходилось лежать в холодных окопах и на мерзлой земле. Он рассказывал, что однажды, после очередного боя, он долго лежал в полуобморочном состоянии среди погибших сослуживцев. Открыв глаза, он в какой-то момент увидел, как рядом проходили немцы и тыкали палками в лежавших солдат, очевидно, выискивая выживших. Он слышал их разговоры на непонятном ему языке и, казалось, что сама смерть приближалась к нему тихой поступью. Однако в тот день отец чудесным образом выжил».
«А еще я помню, - продолжает свой рассказ Роза Кожоновна, - что он не мог кушать еду, приготовленную с томатной пастой. Его буквально рвало от нее. Только потом я узнала, что на фронте были дни, когда не было ничего из еды, кроме банок с томатной пастой. Даже хлеба не было. И им приходилось кушать только эту пасту. С тех пор он ее не мог видеть».
***
Немного сохранилось в памяти юной дочери, да, может, это и к лучшему. Очень болезненны и трагичны воспоминания о тех страшных днях, поэтому ветеран не любил ими делиться. Только кадры из документальных фильмов, которые Кожон просматривал по телевизору каждое 9 мая, словно угольки разжигали в его памяти события тех страшных дней. Тогда он смахивал украдкой слезы с выцветших глаз и на вопрос дочери: «Что случилось?», лишь скупо отвечал: «Все в порядке, доченька».
После войны ветеран ВОВ жил в селе Большевик и работал парторгом. Он был авторитетным и уважаемым человеком, внес большой вклад в развитие своего села. У него родились семеро детей: 6 сыновей и дочка. Он вырастил всех достойными людьми, дал образование.
Умер Кожон Нурманбетов в феврале 1997 года, но память о нем всегда жива! Никто не забыт, ничто не забыто…