Бишкек, 05.02.25. /Кабар/. Министерство транспорта Казахстана опубликовало предварительный отчет по расследованию авиационного происшествия с воздушным судном Embraer-190 авиакомпании Azerbaijan Airlines, сообщает агентство Kazinform.

- Данный предварительный отчет выпущен до окончания расследования авиационного происшествия в соответствии со Стандартом 7.4. Приложения 13 к Конвенции о Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и пунктом 77 Правил представления данных и расследования авиационных происшествий и инцидентов в гражданской и экспериментальной авиации Республики Казахстан, утвержденных Министром по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 июля 2017 года № 505. Предварительный отчет содержит поступившую на данный момент в комиссию по расследованию авиационного происшествия фактическую информацию. Представленная информация является предварительной и может быть уточнена и дополнена по результатам исследований и изучения всех материалов. После окончания работ будет подготовлен окончательный отчет по результатам расследования авиационного происшествия, - говорится в документе.

Как отмечается, 25.12.2024 г., в 11:28 местного времени (06:28 UTC), днем, при выполнении посадки на ВПП 11 аэродрома Актау произошло авиационное происшествие с самолетом Embraer 190-100 IGW2 4K-AZ65, принадлежащим ЗАО «Азербайджан Хава Йоллары» «Azerbaijan Airlines». Воздушное судно выполняло регулярный пассажирский рейс J2-8243 по маршруту Баку (UBBB) – Грозный (URMG). После двух неудачных попыток произвести посадку на аэродром Грозный, экипаж принял решение на возврат в Баку.

Далее в 05:13:31 по записям, полученных с CVR, фиксируется звуковой удар, сработала звуковая сигнализация отключения автопилота (РИ «AUTO PILOT»), автомата тяги (РИ «Throttle»).
В процессе возврата в 05:13:32 были потеряны основные системы управления самолета.
05:13:34 - давление в 3-ой гидросистеме упало до 0 PSI. Уровень жидкости в 3-ей гидросистеме упал до 0 %. Положение рулей управления фиксируются в нулевом положении и остаются в данном положении до конца полета.
05:13:36 - зафиксирован отказ системы триммирования воздушного судна по тангажу.
05:13:39 - по данным FDR зафиксировано начало разгерметизации кабины.
05:13:47 - сработала сигнализация «HYD 2 LOW PRESS». Давление в 1-ой гидросистеме упало до 0 PSI. Уровень жидкости в 1-ой гидросистеме упал до 0 %
05:14:58 - по данным CVR командир по внутренней связи связался с кабинным экипажем для уточнения ситуации: «Алло, что случилось?». Бортпроводник доложил: «Взорвалось 2
сидения, я … ммм я не могу подойти, потому что пассажиры встали, я их рассаживаю».

В 05:42 экипаж принял решение следовать на запасной аэродром Актау, для аварийной посадки.
На борту самолета находились 5 членов экипажа и 62 пассажира. В результате авиационного происшествия командир воздушного судна, второй пилот, старший борт проводник и 35 пассажиров (всего 38) погибли, 2 борт-проводника и 27 пассажиров получили телесные повреждения различной степени. В результате столкновения с земной поверхностью самолет разрушился и частично сгорел.

В расследовании принимают участие представители разработчика и изготовителя самолета (Embraer S.A., Empresa Brasileira de Aeronautica S.A.) и авиакомпании ЗАО «Азербайджан Хава Йоллары» («Azerbaijan Airlines»).
Напомним, авиакатастрофа произошла 25 декабря рядом с Актау, когда потерпел крушение пассажирский самолет AZAL, выполнявший рейс Баку-Грозный.
На борту находились 67 человек, включая пятерых членов экипажа. В результате катастрофы погибли 38 пассажиров, 29 человек выжили. Из них два гражданина Кыргызстана пострадали.