Бишкек, 18.06.25. /Кабар/. В Кыргызстане впервые составлен рейтинг образовательных программ вузов.
Результаты были представлены Министерством просвещения совместно с Агентством по гарантии качества в сфере образования EdNet сегодня на пресс-конференции в агентстве «Кабар».
В рейтинг вошли образовательные программы по семи направлениям: педагогика, лечебное дело, юриспруденция, международные отношения, экономика, информационные технологии и информационные системы и технологии.
Участие в рейтинге было добровольным, и не все вузы страны предоставили полную информацию. Тем не менее, рейтинг охватил все высшие учебные заведения Кыргызстана — вне зависимости от их формы собственности и ведомственной принадлежности. В тех случаях, когда университет не раскрыл все необходимые данные, оценка проводилась по доступным критериям. Эти ограничения были указаны в итоговой таблице, чтобы сохранить прозрачность и объективность исследования.
Таким образом, рейтинг стал важным шагом к повышению узнаваемости и авторитета кыргызского высшего образования.
Оценка проводилась по шести основным критериям:
-академическая репутация;
-мнение работодателей;
-образовательная среда;
-количество научных статей в базе Scopus;
индекс Хирша;
международная исследовательская сеть.
Методология рейтинга была сопоставима с международной системой QS World University Rankings by Subject, но адаптирована под национальные особенности системы образования Кыргызстана.
Для подготовки рейтинга были привлечены 150 ведущих преподавателей из разных вузов страны и 75 работодателей — как национальных, так и международных компаний. Кандидатуры предлагали сами университеты, участвовавшие в рейтинге, а также эксперты агентства EdNet. При этом преподаватели не должны были быть сотрудниками оцениваемого вуза, а работодатели подбирались по ряду критериев: наличие устойчивых связей с вузами, лидирующие позиции на рынке, международное признание и другие.
Отбор экспертов осуществлялся в несколько этапов, в том числе с помощью специальной программы, которая сформировала финальный список методом «мягкого рейтинга». Опросы проводились строго через структурированные анкеты с закрытыми вопросами, чтобы обеспечить максимальную объективность оценки.
Кроме того, сами университеты заполнили электронные опросники, где подробно представили данные о своих образовательных программах, их соответствии стандартам и внутренним процессам. Это позволило получить более точную и полную картину качества высшего образования в стране.
Рейтинг стал продолжением инициативы, начатой в 2024 году, когда был впервые составлен национальный рейтинг вузов. Теперь акцент сделан на качестве конкретных образовательных программ, что, по словам организаторов, позволит вузам точнее понимать свои сильные и слабые стороны, совершенствовать учебный процесс и становиться более конкурентоспособными.
Автор: Скоробогатова Юлия