Политолог Марс Сариев в интервью КНИА «Кабар» прокомментировал ситуацию, связанную с фейками и дезинформацией, направленных на разжигание конфликтов, в том числе на этнической почве. Эксперт отметил, что подобные проявления имеют признаки управляемой кампании, с целью пошатнуть в стране стабильность и затормозить реализацию крупных инфраструктурных проектов.
— В последние недели в кыргызском сегменте социальных сетей активно распространяются антикитайские настроения. С чем это связано?
— По мере приближения парламентских выборов мы наблюдаем рост информационных вбросов, направленных на усиление антикитайских настроений. Это не стихийный процесс, а управляемая кампания. Её цель — вызвать недовольство и мобилизовать определённые группы общества на протестный потенциал. Для этого используются эмоциональные, непроверенные, а часто полностью вымышленные заявления, распространяемые через TikTok, Telegram и другие социальные сети.
— Нередко звучат утверждения о массовом притоке китайцев и “скрытой этнической экспансии”. Насколько это соответствует реальности?
— Это полностью надуманная риторика. Действительно, мы наблюдаем увеличение числа китайских рабочих, но оно связано исключительно с началом активной фазы строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Это стратегический проект, который может изменить геополитическую ситуацию на всём евразийском пространстве, вывести Кыргызстан из транспортного тупика и сделать страну важным транзитным узлом. Речь идёт о развитии, а не демографических угрозах.
Антикитайские нарративы сопровождаются фейками. Например, распространялась информация, что якобы «сотни тысяч кыргызских девушек вышли замуж за китайцев». Это не имеет никакого отношения к действительности. Браки между гражданами Китая и Кыргызстана единичны. Некоторый рост браков действительно есть, но в основном между кыргызами, проживающими в Китае, и нашими согражданами, что объясняется культурной общностью.
— Кто и зачем запускает такие провокации?
— Я считаю, что за этим стоят активные внешние акторы, заинтересованные в дестабилизации ситуации в стране и торможении крупных инфраструктурных проектов. Когда Кыргызстан усиливает транзитный потенциал и выходит из геополитической периферии, появляются силы, которым это невыгодно. Поэтому всегда нужно задаваться вопросом: cui prodest? — кому это выгодно?
— Насколько высок риск перехода информационных кампаний в уличные протесты?
—Такую вероятность не нужно сбрасывать со счетов. Мы уже видели опасный прецедент, когда в соцсетях появились кадры “избиения” кыргыза якобы пакистанцами. На деле это были граждане Египта, а конфликт спровоцировали местные подростковые группы, шантажировавшие иностранцев. После публикаций в TikTok около двух тысяч молодых людей, в основном подросткового пубертатного возраста, вышли на погромы. То есть, технология уже была опробована.
Подобные методы активно применяются в Непале, Мадагаскаре, Марокко и других странах с нестабильной социальной средой. Делается ставка на молодёжь, которая быстрее реагирует эмоционально и редко проверяет источники информации.
— Как общество должно реагировать в таких ситуациях?
— Главное, сохранять спокойствие и критическое мышление. Проверять источники, понимать контекст, осознавать наличие внешних интересов. И снова задавать главный вопрос: кому выгодно, чтобы в Кыргызстане вспыхнули этнополитические конфликты именно в тот момент, когда реализуются стратегические проекты развития?