В Бишкеке 6 декабря отметили 70-летие известного композитора, народного артиста Кыргызской Республики, лауреата Государственной премии КР имени Токтогула, профессора Муратбека Бегалиева, внесшего огромный и по праву неоценимый вклад в культуру страны. Его мелодии, симфонические и камерные произведения, а также работы в жанрах оперы и балета вошли в золотой фонд кыргызского музыкального искусства.
В рамках юбилея были организованы творческий вечер и концертные программы. Известные деятели культуры, современники и ученики Муратбека Бегалиева выступили с поздравлениями и подчеркнули его огромный вклад в развитие кыргызской музыки.
Много лет Муратбек Бегалиев руководил Национальной консерваторией и подготовил сотни молодых музыкантов. Его преподавательская деятельность, творческие поиски и принципиальная позиция служат примером для многих. В честь его 70-летия информационное агентство «Кабар» взяло интервью у выдающегося композитора о его творческом пути и о работе Кыргызского национального академического театра оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева, которым он сегодня руководит.

— Поздравляем вас с днём рождения! С момента вашего назначения директором театра оперы и балета прошёл год. Расскажите, каких значимых успехов вам удалось достичь за это время?
— Благодарю. Ещё вчера я был ребёнком в селе, а теперь мне уже 70. Никогда не думал, что буду руководить театром оперы и балета. Я 33 года работал директором Национальной консерватории имени Калыя Молдобасанова. По закону после 70 лет необходимо покидать пост ректора, аналогичные ограничения действуют и в других государственных должностях. Когда мне исполнилось 69, мне сказали: «В следующем году этот вопрос будет рассмотрен. Вы сделали так, что консерватория стала известна во всём мире и стала платформой для кыргызских талантов. Теперь займитесь нашим театром оперы и балета». После этих слов я сразу согласился. Почти все мои произведения ставятся именно в этом театре, а большинство творческих людей, которых я обучал, работают здесь. Поэтому я принял предложение возглавить театр, чтобы продолжать трудиться во благо народа и родины.
Честно говоря, в театре оказалось много проблем, и самая главная — вопрос живого исполнения. В оперном театре музыка должна звучать чисто и живо. К сожалению, многие певцы ушли в сферу праздничных мероприятий. Проблем немало. В такой сложной ситуации, когда ко мне обратились за помощью, я не отказался. Мы — люди, которые работают, несмотря на трудности. Я не могу сидеть без дела: если ночью пишу арии, то днём полностью посвящаю себя работе.
Многие считают, что любой отдел театра может возглавить менеджер. Но если менеджер всю жизнь занимался другой сферой и не знает даже ноты «до», как он сможет принимать решения в оперном театре? Он может неверно решить даже простую задачу. Руководителем должен быть человек, прошедший путь творчества, создавший произведения и понимающий каждое слово и каждую ноту. Назначать руководителем человека со стороны, не имеющего отношения к искусству, — неправильно. Для руководства необходимы глубокое знание отрасли, погружённость в процесс и профессиональный опыт. Только такой руководитель сможет развивать театр.

— Расскажите, пожалуйста, о театре оперы и балета.
— Театр оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева — один из первых театров кыргызского народа. Придя сюда, я изучил историю названия театра. Со временем оно менялось: встречались варианты «Академический», «Национальный», «орден Ленина».
Честно говоря, именно я предложил присвоить театру звание «Национальный», когда Аскар Акаев был президентом, а я — министром. Во многих странах существуют национальные театры, и я понимал, что это название подчёркивает значимость культуры и самобытность народа. Сначала это звание получила Консерватория, затем — театр оперы и балета.
В составе СССР у каждой республики был свой национальный театр, многие назывались «Большой театр». Мы тоже хотели дать такое название, но посчитали, что на кыргызском оно звучит грубо. Поэтому мы предложили название «Улук театр». Слово «Улук» означает почётный, уважаемый, значимый. Театр заслуживает такого высокого звания. Я предложил вариант «Кыргыз Улук театры», но окончательного решения пока нет. Планирую поднять этот вопрос на большом собрании.
Недавно президент Садыр Жапаров посетил театр. Он спросил, был ли проведён ремонт и нужна ли реконструкция. Я ответил, что последний ремонт был в 2019 году, но его качество слабое. Здание нуждается в реставрации. Я предложил построить новое здание, а нынешнее сохранить как исторический объект. Когда сказали, что подходящего места нет, я предложил участок в парке имени Токтогула Сатылганова, поскольку рядом расположена Национальная филармония. Парк, в свою очередь, можно перенести на другое место. Президент поручил министру культуры включить проект в план. Сейчас проект включён, остаётся ждать начала строительства. Президент отметил, что новый театр не должен уступать Оперному театру Астаны или Сиднейской опере. Здание должно быть 10-этажным: пять этажей сверху и пять — под землёй. Также предложено полностью реставрировать действующее здание и построить символический «золотой мост» между двумя театрами. Верю, что будущее театра будет светлым.

— Как государство сейчас относится к культуре?
– Государство сегодня уделяет внимание не только культуре, но и другим сферам. Однако было бы хорошо, если бы заработные платы повысились. Многие талантливые люди вынуждены покидать творчество из-за низких заработков. Тем не менее положительные изменения есть: в культуру выделяются средства, обновляются музыкальные инструменты. В оркестр поступило новое оборудование. Благодаря этому многие музыканты, планировавшие уехать, решили остаться. Для театра важно иметь современную сцену, качественную технику, звуковые системы, микрофоны. Инструменты должны быть точными и давать чистый звук. Костюмы также имеют значение: артисты до сих пор носят старые костюмы, некоторые из которых принадлежали уже ушедшим артистам. Их необходимо обновить. Сцена — это лицо культуры народа, поэтому всё оборудование должно соответствовать современным требованиям.
— Сегодня люди всё больше обращают внимание на материальные ценности, и тех, кто думает о духовном, становится меньше. Какие последствия это может повлечь?
— Театр — это эталон духовного богатства. Если в стране нет театра, откуда народ будет черпать воспитание? Один спектакль посещают около тысячи человек. Если эти люди впитывают духовные ценности, это огромный вклад в общество. Мы не должны разрушать культуру, созданную нашими предками. То, что они собрали ложкой, мы не должны разливать черпаком. Театр воспитывает человека и обогащает его душу. Опера и балет имени Абдыласа Малдыбаева — священное место, которое несёт культурную и духовную ценность.
— Как вы считаете, где сейчас кыргызская интеллигенция?
— Интеллигент — это человек, который понимает всё изнутри, честен, разумен, спокоен, образован и силён духом. Я сам стремлюсь соответствовать этим качествам. Сегодня ценности изменились. Звание «Народный артист Кыргызстана» иногда получают те, кто его не заслуживает. Некоторые гонятся за наградами, организуют необходимые для этого ситуации. Иногда слышу: «Пойду скажу тому, пусть дадут и мне награду», — и смеюсь. На самом деле человек должен быть признан народом. Награды должны получать достойные. Часто те, кто не гонится за званиями, достигают гораздо большего. В таких ситуациях руководитель должен быть прозорливым: замечать настоящих интеллигентов и оценивать их труд. Просить награду самому — крайне неприлично.

— Какова настоящая любовь к женщине? Когда вы впервые её почувствовали? Расскажите о своей супруге.
— Кто не любит красоту? В своё время я любил многих красивых женщин. Но самым глубоким чувством стала любовь к моей жене. Хотя она приехала из Польши и была другой национальности, я женился на ней, и мы живём вместе до сих пор. Любовь — широкое понятие, но любовь к женщине — особенная. Когда я был занят музыкой, я даже забывал, что женат. Поскольку она была гражданкой другой страны, она не могла длительное время приехать в Кыргызстан. Мы столкнулись с трудностями при оформлении документов, обращались даже к президентам, но безрезультатно. Только благодаря поддержке нынешнего президента она смогла получить паспорт в прошлом году. Таким образом, спустя 30 лет мы завершили этот процесс.
Моя жена — трудолюбивый артист. В трудные времена она спрашивала: «Как я могу помочь?» Я отвечал: «Просто хорошо выполняй свою работу». И она именно так и делала. Почти все виолончелисты Кыргызстана — её ученики. Она профессор Национальной консерватории, часто ездит в Польшу. Думаю, она любит Кыргызстан даже больше, чем я. Свободно говорит на кыргызском, понимает мои песни и стихи. Её зовут Зенона. Мои отношения с её семьёй прекрасные. Сначала мои родители были против брака, но, увидев её, сразу согласились.
— Сколько произведений вы создали?
— Иногда люди говорят, что написали 200–300 мелодий. Но мелодия может длиться всего несколько тактов. Наши же произведения продолжаются 20–40 минут. В одном произведении может быть не менее 500 мелодий. Точного количества своих мелодий я не знаю, но всего мной создано около тысячи произведений в разных формах и жанрах.