Нацбанк объяснил, как распознать мошенников и защитить свои средства

Общество Загрузка... 19 Май 2025 13:40
terrorism-money-.jpg

Бишкек, 19.05.25. /Кабар/. На фоне участившихся случаев телефонного и цифрового мошенничества, Национальный банк дал подробные разъяснения о распространённых схемах обмана, мерах безопасности и действиях, которые должны предпринять пострадавшие граждане.

Также озвучены инициативы по ужесточению законодательства и внедрению новых технологий защиты.

Какие виды мошенничества часто встречаются в банковской сфере?

В банковской сфере распространены следующие виды мошенничества:

Фишинг: получение конфиденциальной информации, такой как логины и пароли, через поддельные сайты или электронные письма;

Вишинг (Voice Phishing) (Телефонное мошенничество): телефонные звонки, в которых мошенники представляются сотрудниками банка и обманом заставляют клиентов разгласить конфиденциальные данные;

Скимминг: установка устройств на банкоматы для считывания информации с банковских карт;

Социальная инженерия: использование психологических методов для обмана клиентов и получения их данных;

Мошенничество с платежными картами: несанкционированные транзакции с использованием украденных данных карт.

На сегодняшний день, в Национальный банк поступают жалобы граждан касательно телефонного мошенничества. Мошенники звонят, представляются работниками банков и Национального банка, правоохранительных органов, уведомляют о разных операциях, которые якобы проходят по счету, и запрашивают конфиденциальную информацию, также могут попросить перевести денежные средства на сторонний реквизит, либо оформить кредит и также перевести на сторонний реквизит.

Также актуально мошенничество по Whatsapp – пишут гражданам по мессенджеру, представляются также работниками банков. Просят подключиться по видеозвонку. Далее схема аналогична с телефонным мошенничеством, за исключением того, что просят еще подключить видеотрансляцию для просмотра конфиденциальной информации.

Как реагируют банки на подозрительные операции?

Банки проверяют подозрительные операции, используя следующие меры:

Анализ транзакций: автоматические системы мониторинга, которые отслеживают аномалии в поведении клиентов и выявляют подозрительные операции;

Аутентификация личности: дополнительные меры подтверждения личности клиента при проведении операций;

Запрашивают одноразовый пароль, который используется для аутентификации пользователей и обеспечения дополнительного уровня безопасности;

Обучение и информирование клиентов: проведение информационных кампаний и рассылок, направленных на повышение осведомленности о методах мошенничества.

В каких случаях сотрудники банка могут звонить клиенту?

Сотрудники банков могут позвонить клиенту в следующих случаях:

  • Клиент оставил заявку на получение карты. Если у Банка возникают вопросы по заявке, связываются с клиентом;
  • Для уточнения сам ли клиент проводил транзакцию;
  • Совершаются звонки по взысканию задолженности по кредиту;
  • Совершаются обзвоны по продажам кредита;
  • Для проведения маркетинговых опросов и предложений;
  • Если клиент оставлял заявку на проведение удаленной видео-идентификации;
  • Для уведомления о результате рассмотрения ранее оставленном клиентом обращении в Банк.

При этом, сотрудники Банка никогда не будут запрашивать конфиденциальную информацию, такую как ПИН-коды или пароли.

Кто может видеть личные банковские данные граждан?

Доступ к личным банковским данным имеют только непосредственно сотрудники банка, которые обслуживает клиента/уполномоченные сотрудники Банка (в рамках исполнения рабочих обязанностей). Банки принимают комплексные меры для защиты личных данных клиентов от несанкционированного доступа и мошенничества. Эти меры включают как технологические решения, так и организационные процедуры.

Гарантируется ли сохранность средств на карте?

Банки принимают все необходимые меры для обеспечения сохранности денежных средств на картах, включая современные системы безопасности и мониторинга. Однако, окончательная безопасность зависит также от самих клиентов и их осведомленности о методах защиты от мошенничества.

Что делать, если вы стали жертвой мошенников?

Жертва мошенников должна:

  • Немедленно сообщить в Банк о происшествии;
  • Заблокировать карту или счет;
  • Подать заявление в правоохранительные органы

Как защитить себя от мошенников?

Клиентам необходимо:

  • Никогда не разглашать конфиденциальную информацию (ПИН-коды, пароли) по телефону или электронной почте;
  • Проверять подлинность звонков и сообщений, связываясь с Банком напрямую через официальные каналы;
  • Использовать двухфакторную аутентификацию для защиты аккаунтов;
  • Быть осторожными при использовании банковских карт в общественных местах;
  • Следить за состоянием своих счетов и уведомлениями Банка.

Можно ли найти и наказать мошенников?

Данную работу проводят правоохранительные органы.

Отмечаем, что мошенничество (завладение чужим имуществом или приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием), либо кража (тайное хищение чужого имущества) относятся к уголовным деяниям и определяются соответствующими правоохранительными органами в установленном уголовно-процессуальном порядке.

Важно, чтобы граждане сообщали о мошенничестве как можно быстрее, чтобы увеличить шансы на успешное расследование.

В связи с участившимся случаями мошенничества в банковской сфере, какие меры предпринимаются Нацбанком для сохранения доверия граждан банкам?

Для усиления мер безопасности при предоставлении банковских услуг по онлайн-кредитованию, в целях снижения подверженности клиентов ФКО мошенническим действиям при оформлении кредитов удаленным способом, 27 ноября 2024 года нормативные правовые акты Национального банка дополнены понятием «период охлаждения».

Период охлаждения – это период времени после подписания кредитного договора, в течение которого банк не перечисляет денежные средства заемщику. В течение этого периода заемщик имеет право отказаться от получения кредита.

Также для выработки эффективных комплексных мер по минимизации мошеннических действий в финансовой системе в сотрудничестве с другими государственными органами и Национальным банком на территории КР приказом Нацбанка была образована межведомственная рабочая группа по подготовке предложений по снижению уровня мошеннических действий из числа представителей задействованных структурных подразделений Национального банка, Министерства внутренних дел, Министерства цифрового развития, Государственного агентства по защите персональных данных, Службы регулирования и надзора в отрасли связи, представителей коммерческих банков, сотовых операторов, интернет-провайдеров, Союза банков Кыргызстана, Ассоциации микрофинансовых организаций и ассоциации операторов связи.

На заседании Жогорку Кенеша от 20 марта 2025 года был одобрен законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере оказания банковских услуг», согласно которому внесены изменения в Закон «О банках и банковской деятельности» (далее – законопроект), Закон «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике», Закон «О платежной системе Кыргызской Республики» в части обеспечения наличия и эффективного функционирования системы противодействия мошенничеству (далее - антифрод-системы) в коммерческих банках, микрофинансовых организациях, платежных организациях и операторах платежных систем.

Одобренный законопроект подписан президентом 28 апреля 2025 года.

В целях приведения в соответствие нормативных правовых актов Нацбанка отмеченному законопроекту разработан проект нормативного правового акта, устанавливающий требования к функционированию антифрод-систем в коммерческих банках и микрофинансовых организациях и готовится к вынесению на общественное обсуждение.

Кроме того, в рамках работы межведомственной рабочей группы по противодействию мошенничеству прорабатываются вопросы создания централизованной платформы обмена информацией о мошеннических операциях между правоохранительными органами, коммерческими банками, сотовыми операторами, платежными организациями и операторами платежных систем.

В этой связи Национальным банком был разработан проект Концепции централизованной платформы обмена информацией о мошеннических операциях и направлен на согласование членам межведомственной рабочей группы.