Никита Высоцкий: Кинематограф России и Кыргызстана объединяет зритель

Интервью Загрузка... 04 Ноябрь 2025 13:21
WhatsApp Image 2025-11-04 at 12.20.42.jpeg
copyright icon www

Юлия Скоробогатова

Все материалы

Режиссёр фильмов «Август» и «Любовь Советского Союза» Никита Высоцкий, посетивший Бишкек в рамках фестиваля российского кино «Кыргызстан 2025», рассказал в интервью ИА «Кабар» о работе над фильмами о Великой Отечественной войне, об эмоциях, которые важны зрителю, и о том, что объединяет российское и кыргызское кино.

– Как родилась идея фильма «Август»? Была ли она изначально личной или исторической по замыслу?

– Идея картины принадлежит Анатолию Максимову и Константину Эрнсту. Они вместе сделали множество фильмов – возможно, ваши читатели видели «Викинг», «Адмирал», «Ночной дозор», «Дневной дозор» и другие. Это всегда большое, значимое кино, на этом они специализируются.

Когда Константин Эрнст прочитал роман, он сказал, что хочет его экранизировать. Мы все, режиссёр и актёры, быстро заразились этой идеей. У меня не было изначального намерения снимать «В августе сорок четвёртого», но когда я подключился к работе, понял, что это правильно и своевременно. То, что начиналось как продюсерский замысел, стало и моим личным делом.

– В чём, на ваш взгляд, главная эмоция фильма «Август»?

– Не задумывался об этом специально. Эмоций много. Это эмоциональный фильм, и зрители откликаются не как на детектив, где нужно разгадать ребус, а именно включаются внутренне.

Фильм о войне, о потерях, о гибели самых близких. Герои живут в условиях, когда четвёртый год идёт война, но они продолжают делать своё дело. Важно, чтобы зритель почувствовал себя внутри этого мира, созданного нами, временем и реальными событиями.

Если человек ощущает себя участником и свидетелем происходящего, значит, удалось передать правильные эмоции и идеи. Если нет – значит, он просто посмотрел на тени, мелькающие на экране, и забыл.

Картина сейчас идёт в России и получает живой отклик. Здесь, в Кыргызстане, мне уже несколько человек сказали, что посмотрели фильм, видимо нашли возможность увидеть его неофициально, потому что легально он пока не выходил на платформах.

– Как вы работаете с актёрами, когда сюжет требует глубоких и болезненных переживаний?

– Актёр – профессионал, он должен это уметь. Но, как в оркестре, важно соединить всех, чтобы звучало нечто общее, подчинённое одной теме и настроению.

Актёры у нас замечательные – и в главных ролях, и в эпизодах. Даже исполнители третьей линии относились к работе очень серьёзно. Если вы видите людей на втором плане, это не случайные лица. С ними работают гримёры, костюмеры, и мы тоже с ними взаимодействуем.

Кино снимается долго, и важно удерживать одно состояние, одну эмоциональную перспективу. В этом режиссёр должен помогать актёрам.

– Есть ли связь между фильмами «Август» и «Любовь Советского Союза», внутренний диалог или контраст?

– Они относятся примерно к одному времени и к одному поколению наших людей. Но это разные картины. У них общая творческая группа – те же операторы, многие актёры.

Кирилл Кузнецов и Роман Васильев, сыгравшие главные роли в «Любви Советского Союза», здесь заняты во второстепенных, но очень выразительных ролях. Фильмы различаются по интонации и обращению к зрителю, но обе картины сделаны профессионально и честно.

– Что для вас важнее в военном кино – достоверность фактов или сила человеческого характера?

– И то и другое – они связаны. Если история серьёзная и интересная, она требует и правдивых фактов, и сильных людей, соответствующего характера. Герой – это идея произведения. Если нет сильного характера, значит, нет и идеи.

– Что, на ваш взгляд, сегодня объединяет российский и кыргызский кинематограф?

– Думаю, нас объединяет зритель. Недавно в Санкт-Петербурге проходила неделя кыргызского кино, и было видно, что у нас общий зритель, живущий в одном историческом пространстве. Мы работаем для него, пусть и в разных странах. Многие кыргызские режиссёры учились и стажировались в России, работают у нас. Нас объединяет многое - география, история и люди.

– Если бы вы могли снять фильм в Кыргызстане, о чём бы он был?

– На мой взгляд, не может быть просто идеи: «Сниму-ка я фильм в Кыргызстане». Кино – сложное и ответственное дело, оно так не начинается. Но если когда-нибудь появится идея, выросшая из размышлений и внутренней необходимости, я понимаю, что возможность для её реализации в Кыргызстане есть. Я прилетел к вам без визы, без всяких формальностей. И я не один такой. Думаю, многие наши кинематографисты чувствуют, что наши страны становятся ближе, и обязательно захотят поработать вместе.