Бишкек, 23.09.25 /Кабар/. Введение в Кыргызстане 12-летней системы школьного образования требует обновления содержания обучения, совершенствования форм и методов преподавания в соответствии с современными требованиями. Одним из ключевых направлений реформы является преподавание государственного языка – кыргызского, который является основным источником знаний, культуры и национальной самоидентификации.
По словам заведующей лабораторией филологического образования Кыргызской академии образования, кандидата педагогических наук Айгуль Батыркуловой, в 2025–2026 учебном году преподавание предметов «Кыргызский язык и чтение», «Кыргызский язык», «Кыргызская литература» имеет ряд особенностей по сравнению с прежними годами.
С 2025–2026 учебного года учащиеся 1-го, 2-го, 5-го и 7-го классов начали обучение по новым предметным стандартам и учебным программам. В школах с кыргызским языком обучения в начальных классах предметы «Кыргызский язык» и «Литературное чтение» ранее преподавались отдельно, теперь же предмет «Литературное чтение» переименован в «Чтение», что расширяет содержание и возможности учебной деятельности.

В 1-м классе используются: рабочая тетрадь «Подготовка к букварю», с октября – «Наристе-Алиппе», «Тетрадь для письма и раскрашивания», а в конце 4-й четверти – учебник «Кыргызский язык». В 2-м классе в первой четверти (при необходимости во второй) проводится адаптационный период с использованием букваря, а во втором полугодии изучаются предметы «Кыргызский язык и чтение».
К новшествам программы Батыркулова отнесла:
- акцент на связи языка и культуры,
- переход от устной речи к грамматике,
- внедрение технологий уровневого обучения.
По базисному учебному плану в школах с кыргызским языком обучения предмет «Кыргызский язык и чтение» в 1-х классах преподается 4 часа в неделю, во 2-х – 5 часов. Для 2–4-х классов «Кыргызский язык» и «Литературное чтение» изучаются по 3 часа в неделю уже по программе 11-летней школы. В русских школах предмет «Кыргызский язык и чтение» в 1–2-х классах дается по 2 часа в неделю, в школах с узбекским и таджикским языками обучения – по 3 часа в неделю по программе 12-летнего образования; в 2–4-х классах «Кыргызский язык» изучается по 3 часа в неделю по прежней (11-летней) программе.

В школах с русским, узбекским и таджикским языками обучения в 1–4-х классах «Кыргызский язык и чтение» преподаются как интегрированный предмет. В 5–6-х и 7–9-х классах «Кыргызский язык» преподается как второй язык с применением функционально-коммуникативного подхода и уровневого обучения.
Уровни владения языком теперь прописаны четко: 1-й класс – стартовый уровень А0; 2–4-е классы – А1 (разделён на А1.1, А1.2, А1.3); 5–9-е классы – А2 (А2.1, А2.2, А2.3) с конкретными характеристиками по аудированию, говорению, письму, чтению, грамматике и лексике.
Пятиклассники, перешедшие на 12-летнее обучение, занимаются по интегрированным программам, сочетающим материалы старых и новых учебников 5–6 классов. Со следующего года они продолжат обучение в 7-м классе уже по новой программе. Для 7-го класса существенных изменений в предметном содержании нет, однако обновлены структура программы, цели обучения и ожидаемые результаты в соответствии с современными образовательными требованиями. Эти изменения нацелены на развитие функциональной грамотности, критического мышления и языково-коммуникативной компетентности школьников.

Заместитель директора госпредприятия «Окуу китеби» Аида Ишеналиева сообщила, что по поручению Минпросвещения планируется поэтапный выпуск учебно-методических комплексов по кыргызскому языку – от детсадов до 12-го класса.
Так, к 2026–2027 учебному году будут подготовлены комплексы для 1–7 классов, а к 2027–2028 году – для 8–12 классов. Сейчас разрабатывается концепция и требования для создания современных, удобных и доступных учебников по кыргызскому языку. Уже в этом учебном году для первоклассников издан комплекс «Наристе-Алиппе».
Как отмечается, обучение родному кыргызскому языку с детского сада способствует тому, чтобы дети свободно и грамотно использовали его в повседневной жизни, в процессе обучения и в будущей профессиональной деятельности.