Театр показывает, кто мы есть — Доолотбек Монгубек уулу о роли искусства в обществе

Культура Загрузка... 02 Ноябрь 2025 11:30
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
Next
Previous
Next
Previous
copyright icon www

2 ноября — День работников культуры, людей, несущих духовное наследие общества. К этой дате агентство «Кабар» побеседовало с талантливым актером Нарынского областного академического драматического театра имени М. Рыскулова — Доолотбеком Монгүбек уулу. Начав творческий путь на сцене этого театра, сегодня он создал множество ярких образов и завоевал любовь зрителей. В интервью актер рассказывает о своих творческих поисках, театральной жизни и секретах актерского мастерства.

IMG-20251102-WA0012.jpg

Когда у вас появилось желание стать актером? Как вы попали в мир театра?

—Я родом из села Тегирменти Кеминского района Чуйской области. После школы окончил театральное училище при Кыргызском национальном драматическом театре, сейчас работаю актером в Нарынском областном академическом драмтеатре имени М. Рыскулова.
Интерес к актерству у меня возник ещё в детстве. Я активно участвовал во всех школьных конкурсах и смотрах. Учителя часто говорили: «Из тебя выйдет хороший певец или актер». Эти слова вдохновляли меня и усиливали стремление к творчеству.

Позже я учился у мастеров сцены — Замир Сооронбаев, Сатыбалды Далбаев, Тилек Жумагазиев, Гүлайым Каниметова, Дүйшон Байдоботов, Калича Сейдалиева. Играл в массовках спектаклей Кыргыздрама, постепенно приобщаясь к миру театра. После учебы узнал, что в Нарынском театре требуются актеры — одним из первых вызвался поехать. Так я оказался в новом для себя месте, где не было ни одного знакомого. Думаю, меня туда привела любовь к профессии. Год с лишним жил прямо в театре, потом создал семью и снял квартиру. Так постепенно влился в коллектив.

IMG-20251102-WA0014.jpg

— Помните свою первую роль?

— Конечно! Это была пьеса по драме Кадырбая Мамбетакунова «Үкөй менен Боогачы». Мне доверили роль Боогачы. Сначала я очень волновался, но всё прошло удачно — спектакль имел успех, меня хвалили, а зрители на улице узнавали: «Это тот, кто играл Боогачы».
Был и забавный случай: моей дочери тогда было около двух лет. Она с женой пришла посмотреть спектакль. В сцене, где Боогачы привязан и его бьют, дочь расплакалась и закричала: «Папу связали!» — на весь зал. Я играл, но слышал ее голос — незабываемое ощущение (смеётся).

Позже я сыграл Данияра в «Джамиле», Азиза в «Четырёх людях», Ормон-хана в «Столкновении кочевников» и многие другие главные роли. Каждый образ для меня свят — я вкладываю в них всю энергию, силы и время.

— Какие качества важны для актера театра?

— Прежде всего, человеческие качества и ответственность. Можно быть безмерно талантливым, но без ответственности тебе не доверят роль. Если нет человечности, трудно работать в партнёрстве на сцене.

IMG-20251102-WA0013.jpg

— Как вы готовитесь к роли?

— Подготовка — это ежедневный процесс. Как спортсмен перед соревнованиями, актер должен всегда быть в форме. А вот изучение персонажа — отдельная работа. Например, чтобы сыграть Ормон-хана, я несколько раз перечитал пьесу «Столкновение кочевников» Качкынбая Осмоналиева, анализировал, представлял, как жили люди того времени, как ходил, говорил и одевался Ормон-хан. Ведь зритель должен видеть не актёра, а героя. Поэтому мы всегда в поиске.

— Расскажите о семье. Какой вы отец?

— Семья — моя опора, счастье и богатство. Моя супруга Зарина Келдибек кызы — учительница. Мы воспитываем троих детей. Стараюсь быть заботливым и внимательным отцом.

IMG-20251102-WA0015.jpg

Какая роль была для вас самой трудной или эмоционально сильной?

— Есть несколько таких. Например, роль Азиза в пьесе Мара Байжиева «Четыре человека». Я настолько вжился в образ, что стал замкнутым и почти не разговаривал дома. Хотя режиссёр напоминал, что мой герой — военный, и «военные не плачут», но в сцене прощания с Назей я всё же не сдержал слёз.

IMG-20251102-WA0019.jpg

Какую роль играет реакция зрителя во время спектакля?

— Огромную! Без зрителя актёр никому не нужен. Когда зал полон и зрители активно реагируют, актёр играет как на вдохе — как скакун на скачках. А если кто-то сидит в телефоне или уходит посреди действия — это, конечно, ранит. Актеры люди чувствительные, им важно внимание публики.

Почему театр оказывает особое влияние на душу зрителя?

— Потому что театр — живое искусство. Фильм можно остановить, перемотать, а спектакль — нельзя. Здесь актёр и зритель находятся в прямом эмоциональном контакте. И несмотря на все изменения мира, театр живёт с II–III веков до н.э. — в этом его сила и святость.

IMG-20251102-WA0016.jpg

Что может дать театр современному обществу?

— Театр способен показать молодёжи и будущим поколениям, кто такие кыргызы, каковы их традиции, обычаи, богатство языка. Это главное его предназначение. Ведь культуру и нацию сохраняет именно искусство, его ветвь — театр. Молодёжь может увидеть на сцене, как жили предки, как относились к женщинам, каковы были их ценности. Поэтому я говорю: приходите в театр. Театр — это удивительное и святое место.