Трансформация системы правопорядка: от организованной преступности к верховенству закона

Аналитика Загрузка... 13 Январь 2026 15:28
WhatsApp_Image_2026_XnoTDEh.2e16d0ba.format-webp.fill-1668x1014.webp

В Кыргызстане не просто заявляют, но и доказывают на деле, что организованные преступные группировки искоренены и теперь вопросы будут решаться не по «воровским понятиям», а в рамках закона. Криминальные авторитеты понесли наказание, а присвоенные ими денежные средства и имущество возвращены в казну. Бизнес освобожден от криминального давления.

Эти меры стали результатом системной борьбы с преступностью и организованными преступными группировками. Борьба ради экономической свободы, политической стабильности и будущих поколений. Ведь «криминальная романтика» не стоит ровным счетом ничего, что стало серьезным вкладом в предотвращение будущей преступности.

Впереди стоит задача устранения механизмов, способствовавших возрождению криминальной среды, а также ликвидации недостатков, которыми пользовались преступные структуры.

Понимая при этом, что это требует действующих законов, не коррумпированной и чистой судебной системы и единой идеологии.

От «дикого рынка» до политики: история организованных преступных группировок в Кыргызстане

Считается, что в Кыргызстане преступные группировки начали формироваться еще в 90-е годы, когда ослаб контроль Советского Союза и начался кризис. После распада СССР преступники перенесли тюремные понятия на улицу и превратили их в способ заработка. В первые годы если это был рэкет, то дальше - наркотики и перевозка контрабандных товаров. Подобная ситуация наблюдалась почти во всех постсоветских странах. Между тем в обществе криминальный мир чрезмерно «рекламировался» фильмами, произведениями и легендами о «ворах» и «авторитетах».

Так, после 2000-х годов криминальная среда, не удовлетворившись богатством, стала стремиться к власти и вмешиваться в политику. Например, после переворота 2005 года известно, что лидеры криминальных группировок участвовали в парламентских выборах, а при пришедших к власти Бакиевых многие из них были ликвидированы. Одним из таких был Камчы Кольбаев, позже получивший статус «вора в законе» и сформировавший свою криминальную монополию.

После 2010 года новая власть заговорила о влиянии криминальных группировок и начала якобы борьбу с ними. Были приняты законы против ОПГ, но на деле фактически не работавшие. В итоге преступные структуры наладили сотрудничество с отдельными политическими силами, с коррумпированными чиновниками органов таможни и налоговой службы. Журналистские расследования на эту тему проводились, но реакция властей ограничивалась фразой «факты предоставьте». К 2020 году криминальная среда фактически воздействовала с государственными институтами.

«С 1990 по 2000 годы происходили многочисленные перестрелки между криминальными группировками, кровавые события, в ходе которых они расправлялись друг с другом. А начиная с 2015 года, криминальную среду контролировала только одна группа, у которой не было конкурентов. С этого момента прежняя мафия превратилась в крупный синдикат. Что это значит? Это означает, что они начали продвигать своих людей, начиная от уличной преступности и заканчивая силовыми структурами, а также проникать в наиболее прибыльные виды бизнеса, имея силу. Недавно представители власти открыто заявили, что криминал опутал всю страну, управлял государством через клановую сеть и создавал угрозу».

Принятие радикальных решений в борьбе с организованной преступностью — огромный риск, однако, победить ее можно было лишь полной ликвидацией. Дело дошло до того, что ОПГ вмешивались в выборные процессы, влияли и на назначения в правительстве.

Журналист Семетей Талас уулу считает: «Борьба была сложной и правильной, стала уроком для тех, кто считал их кумирами и хотел равняться на них. Если в будущем появятся новые организованные преступные группировки, то и они будут быстро уничтожены. С одной стороны, хорошо, что государство держит это под контролем».

WhatsApp_Image_2026-01-13_at_09.20.04_1.width-800.jpg

2020–2025 годы: полная ликвидация криминальной системы и установление жёсткого государственного контроля

До этого времени организованные преступные группировки никого не считали авторитетом, называя себя «второй властью» и решая, кто может стать государственным служащим, депутатом и даже президентом. В органах правопорядка, безопасности, прокуратуре, судах, налоговой и таможне, а также в ГКНБ существовали круги коррупционного взаимодействия с криминалом. Самый яркий пример — связь криминального лидера Камчы Кольбаева и бывшего заместителя главы таможенной службы Райымбека Матраимова.

Президент страны Садыр Жапаров в документальном фильме «Президент» заявил:

«Раньше те, кто хотел стать министром или депутатом, приходили к Камчы Кольбаеву за разрешением и благословением. Они сами ходили к премьеру и президенту с просьбой назначить того или иного человека. В Иссык-Кульской области весь состав местного кенеша состоял из криминала. Мэр, депутаты Чолпон-Аты были на 100% связаны с криминалом.

Они даже решали, кто должен стать главой государства на президентских выборах в 2023 году. До чего только мы дошли! На выборах 2020 года вы сами видели, как соперничали партии «Мекеним Кыргызстан» и «Биримдик». В первой практически все были членами ОПГ, порядка 90%».

Серьезная борьба с организованной преступностью началась после прихода к власти Садыра Жапарова в 2020 году. В 2023 году была ликвидирована ключевая фигура криминального мира Камчы Кольбаев. Именно с этого момента влияние криминала фактически исчезло. Благодаря действиям силовых структур под руководством председателя ГКНБ Камчыбека Ташиева было объявлено, что Кыргызстан полностью очищен от криминала.

«Предприниматели, будь то с рынков или же владельцы ресторанов ежемесячно платили дань, не забывая и про дни рождения кримлидеров. Некоторые работали в формате 50 на 50 — по сути, рестораны, фабрики, заводы отдавали половину своего дохода. Теперь все это собственность государства. Строим дороги, школы, жилье, выдаем его простым людям. Все это — деньги, полученные из этих источников. В криминальном мире так называемые «воры», «положенцы» и «смотрящие» долго не протянут. Борьба с криминалом будет продолжена. Но нельзя забывать, что и в будущем они представляют опасность, пока существует «братский круг», а это десятки крупнейших мафий мира. Опасность всегда будет иметь место», — сказал Садыр Жапаров в своем интервью журналисту Айбеку Бийбосунову.

Общественный порядок — основа экономического развития

Полная ликвидация организованных преступных группировок означает освобождение бизнеса и государственных структур от криминального влияния. По некоторым данным, в таможенной сфере уволены более 180 сотрудников, имевших отношение к преступным группировкам, а ряд депутатов лишился мандатов. Уничтожение криминальных структур, в первую очередь, расширяет экономические возможности.

Ликвидация рэкета, так называемого «теневого налога», дает бизнесу возможность работать законно.

Кроме того, крупные предприятия больше не сталкиваются с дополнительными криминальными рисками при привлечении инвестиций. Для иностранных инвесторов крайне важно отсутствие вмешательства криминала в управление бизнесом. В итоге те крупные проекты, которые простаивали из-за преступности, теперь могут быть реализованы.

Следует учитывать, что ведётся борьба и с коррупцией. За последние пять лет государству возвращены активы на сумму более 300 миллиардов сомов. Более тысячи объектов недвижимости изъяты именно у криминальных структур. Среди возвращённого имущества — деньги, рынки, бизнес-центры, промышленные базы, земельные участки, недвижимость.

Председатель ГКНБ Камчыбек Ташиев сообщил, что только у Матраимова было взыскано около 300 миллионов долларов. Президент Садыр Жапаров, в свою очередь, отметил, что если раньше таможня собирала около 35 миллиардов сомов в год, то теперь сумма достигла 135 миллиардов. Учитывая сотрудничество Кольбаева и Матраимова, легко представить, куда уходили 100 миллиардов сомов. Также объявлено, что коррупционные схемы в налоговой и таможенной службах перекрыты. Масштаб коррупции снизился примерно на 30%, и стоит задача довести этот показатель до 100%.

Ликвидация преступных групп — вклад в будущее поколений

Ликвидация криминальной системы обеспечила политическую стабильность, лишив их возможности влиять и на выборы и политические процессы.

Теперь каждый может заниматься общественной и экономической деятельностью без страха. Ни политики, ни обычные граждане больше не вовлекаются в криминальные разборки. Главное — предотвращается появление новых преступных группировок. Мы увидели, что вопросы решаются не по «понятиям», а по закону. Теперь важно не допустить появления новых коррупционных схем взамен разрушенной криминальной системы.

Бывший глава структур обороны и безопасности Токон Мамытов отмечает, что борьба с криминалом велась и раньше, но не принесла результатов. Недостатки прошлого учтены, и с 2021 года борьба стала системной.

WhatsApp_Image_2026-01-13_at_09.20.04.width-800.jpg

Заявление председателя ГКНБ Камчыбека Ташиева можно рассматривать как завершение первого этапа борьбы с организованной преступностью. «Речь идет о закрытии стратегически важного этапа, в котором государство выявило коррумпированные цепочки, связанные с криминалом, прекратив симбиоз между «чиновниками — бизнесом — преступной средой». Иными словами, государство заявило: «Мы знаем, кто с кем связан, и правила меняются».

В мировой практике при ликвидации организованных преступных группировок сначала наносят удар по их связям. ГКНБ говорит именно об этом. Первый этап завершен: обнаружены связи, выявлен ход действий и какой ущерб нанесен государству. Второй этап — удар по структурам.

Третий этап — устранение механизмов возрождения преступности и тех факторов, которые создают почву для её появления.

С политической и правовой точки зрения главное достижение — криминальный мир лишён государственного покровительства. Создан прецедент, каким бы влиятельным человек не был, он будет привлечен к ответственности.

Следующий шаг — устранение оснований, которые позволяли преступным группам пользоваться финансовыми потоками. В прицеле окажутся теневые финансы, нелегальное кредитование, контрабанда, строительство, рынки, азартные игры, земельные ресурсы. Цель — полностью искоренить коррупцию и недостатки, позволяющие криминалу получать прибыль.

Далее следует уделить особое внимание предотвращению возрождения организованных преступных группировок.

Это четкий сигнал элите, бизнесу и обществу: «Хватит! Эпоха компромиссов закончилась!». Государство показало, что владеет всеми ресурсами. Теперь борьба с преступными группами перешла в глубокую фазу, от раскрытия фактов к структурным изменениям. Каждый человек должен внести свой вклад. Если не может помочь, то хотя бы не должен мешать».

К 2026 году Кыргызстан смог разорвать связи между государством и организованными преступными группами, которые долгое время не удавалось уничтожить. Криминал утратил влияние в политике и бизнесе. Впереди — период, когда эта победа принесет экономические и политические плоды. Главное — открыт путь к будущему без криминала. В обществе разрушены представления, романтизирующие криминальных лидеров. С этого момента понятия «вор в законе», «смотрящий», «авторитет» не должны использоваться в обществе. Эта борьба показала будущим поколениям, что победить организованную преступность возможно. Сильное государство способно построить сильное общество.