Бишкек,10.11.25./Кабар/. В Кыргызстане сегодня, 10 ноября, начался период предвыборной агитации по досрочным выборам депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
Как сообщили в Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов КР, согласно конституционного Закона КР «О выборах президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», предвыборная агитация начинается со дня окончания срока регистрации всех кандидатов и прекращается за 24 часа до начала голосования.
"Так как предстоящие выборы – досрочные, весь избирательный процесс сокращается на треть, соответственно, предвыборная агитация продлится 20 дней, то есть стартует 10 ноября 2025 года и продлится до 8:00 часов 29 ноября 2025 года.
Для участия на предстоящих досрочных выборах депутатов Жогорку Кенеша Центральной избирательной комиссией КР зарегистрировано 467 кандидатов, из них 276 - мужчин и 191 - женщин",- говорится в сообщении.
Таким образом, с 10 ноября 2025 года кандидаты в депутаты, политические партии, и другие заинтересованные граждане имеют право заниматься деятельностью по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей к голосованию за кандидатов, либо против них, свободно и всесторонне обсуждать предвыборные программы кандидатов. При этом главное требование – соотнесение форм и методов проведения агитации требованиям законодательства о выборах.
Агитация может проводиться на собраниях, митингах, через средства массовой информации, а также интернет-издания. Избирательные комиссии должны обеспечить проведение агитации и встреч с избирателями.
Для проведения агитации государственные органы и органы местного самоуправления за счет средств республиканского бюджета должны предоставить помещение, соответствующее всем требованиям проведения встреч, предоставить места или площади для вывешивания агитационных материалов.
Предвыборной агитацией закон признает:
- призывы голосовать за тех или иных кандидатов либо против них;
- выражение предпочтения в отношении отдельных кандидатов;
- описание возможных последствий избрания или не избрания кандидатов;
- распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей.
Кандидатам, политическим партиям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.
Предвыборная агитация может осуществляться:
- через средства массовой информации;
- посредством проведения агитационных публичных мероприятий (митинги, собрания, телевизионные дебаты и иные), за исключением концертов, театрализованных представлений и спортивных мероприятий;
- путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов (запрещается изготовление агитационных материалов за пределами страны. Экземпляры агитационных материалов или их копии должны представляться в ЦИК);
- в иных не запрещенных конституционным законом формах.
Не имеют право проводить агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:
- государственные гражданские и муниципальные служащие;
- лица, замещающие государственные политические должности, за исключением депутатов Жогорку Кенеша;
- специальные государственные и политические муниципальные должности, за исключением депутатов местных кенешей;
- члены избирательных комиссий;
- наблюдатели, международные наблюдатели;
- религиозные деятели;
- учредители и члены организаций, занимающихся благотворительной деятельностью;
- лица, не достигшие 18 лет;
- иностранные граждане и организации;
- лица без гражданства;
- работники территориального общественного самоуправления.
Запрещается проведение предвыборной агитации в зарубежных средствах массовой информации, распространяемых на территории Кыргызской Республики.
В период проведения выборов ретрансляция зарубежных теле- и радиопрограмм производится в записи.
Запрещается ретрансляция теле- и радиопрограмм, распространяющих информацию, порочащую честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов и политических партий.
В таких случаях ответственность за распространение подобных сведений несут местные средства массовой информации.
Предвыборную агитацию, требующую финансирования, разрешено вести только по согласованию с кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими кандидатов, и через их избирательные фонды.