Власти контролируют ситуацию на топливном рынке и предотвращают дефицит

Экономика Загрузка... 10 Октябрь 2025 17:58
3008476.e5ba60377017df9c3b7d7daa62dcf56e.jpg
copyright icon www

Гульмира Байтерекова

Все материалы

Бишкек, 10.10.25. /Кабар/. В Кыргызстане продолжается рост стоимости горюче-смазочных материалов. В октябре 2025 года цена бензина и дизельного топлива на автозаправках страны вновь поднялась, вызвав обеспокоенность, как среди водителей, так и среди предпринимателей, зависящих от транспортных расходов.

WhatsApp Image 2025-10-10 at 17.32.03 (2).jpeg

Рост цен и причины подорожания

По информации главы Ассоциации нефтетрейдеров Канатбека Эшатова, главной причиной подорожания стало повышение отпускных цен на российских нефтеперерабатывающих заводах. Россия остаётся основным поставщиком топлива в Кыргызстан – более 90% всех ГСМ ввозится именно из РФ.

Дополнительным фактором стало то, что сейчас российские нефтеперерабатывающие заводы встали на ремонт, так как часть из них подверглась дроновым атакам со стороны Украины.

WhatsApp Image 2025-10-10 at 17.32.02.jpeg

«Нефтепродуктов меньше, а спрос большой у нас в стране, поэтому цены пошли вверх. Запасы уменьшились, потому что отгрузок мало, свои внутренние запасы компании израсходуют. Сейчас все нефтетрейдеры и кабмин в поиске альтернативных производителей ГСМ, рассматриваются все страны – Казахстан, Азербайджан, Иран, ОАЭ, Латвия, Литва, Китай и другие. Сейчас специалисты подсчитывают стоимость транспортировки. Делается все, чтобы не допустить дефицита ГСМ», - рассказал Эшатов.

По его данным, сейчас на АЗС средняя стоимость литра бензина марки АИ-92 в Бишкеке составляет 75-76 сомов, АИ-95 – 80 сомов и дизель – 80 сомов.

Возможный дефицит и меры государства

На фоне роста стоимости топлива власти Кыргызстана заявили, что ситуация находится под контролем, и принимаются меры для предотвращения дефицита.

По данным Антимонопольной службы при Министерстве экономики и коммерции, текущие запасы ГСМ обеспечивают внутренний рынок примерно на один месяц.

Как рассказала специалист отдела регулирования естественных монополий и рынков доминантных структур Антимонопольной службы Адеми Мурзабекова, по поставкам ГСМ действуют следующие хозсубъекты:

- ОсОО «Мунай Пром» - по бензину и сжиженному углеводородному газу;

- ОсОО «Альфа Ойл» - по бензину;

- ЗАО «PH-Кыргызнефтепродукт» - по бензину.

WhatsApp Image 2025-10-10 at 17.32.03 (1).jpeg

Она отметила, что в соответствии с антимонопольным законодательством, эти хозсубъекты не курируются государством, а ведется только экономически-статистическое наблюдение без вмешательства в их деятельность. Доставка ГСМ осуществляется в рамках действующих соглашений между Министерствами энергетики Кыргызстана и России.

«Индикативный баланс по данному соглашению на 2025 год утвержден в объеме 1 млн 200 тыс. тонн бензина и дизтоплива. Однако по инициативе нефтетрейдеров рассматривается вопрос об увеличении данного индикативного баланса, так как спрос с каждым годом растет. Также по информации нефтетрейдеров, в соответствии с законом КР о ценообразовании, между службой и нефтетрейдерами было подписано соглашение о сотрудничестве по реализации нефтепродуктов для населения, согласно которому нефтетрейдеры обязаны обеспечить ценовую доступность с учетом внешних факторов и своей внутренней политики, а также обеспечить необходимые запасы и не допускать дефицита», - сообщила Мурзабекова.

Специалист также рассказала, что в рамках работы по недопущению условного повышения цен, на площадке службы на постоянной основе проводятся встречи с нефтетрейдерами, на которых обсуждаются актуальные проблемы и вопросы, касающиеся вопросов ГСМ и запасов. Кроме того, службой на ежедневной основе проводится мониторинг розничных цен на нефтепродукты на АЗС города Бишкек и по республике в целом. Ведется сравнительный анализ цен и по странам ЕАЭС.

WhatsApp Image 2025-10-10 at 17.34.49.jpeg

По данным Антимонопольной службы, с начала года цена на АИ-92 в среднем выросла на 8,5 сома, АИ-95 на 6,5 сома и дизель на 5,5 сома. В октябре 2024 года стоимость АИ-95 составляла 74,4 сома, АИ 92 - 67,4 сома и дизель - 75,3 сома.

В связи со сложившейся ситуацией, кабмин во главе с Адылбеком Касымалиевым провел совещание, по итогам которого он дал ряд конкретных поручений профильным государственным органам по усилению контроля за формированием цен на ГСМ и созданию достаточных резервов. Также ранее кабмин ввел запрет на экспорт нефти и нефтепродуктов из КР за пределы ЕАЭС.

Как обстоит дело в других Центральноазиатских странах

В соседних странах Казахстане, Таджикистане и Узбекистане тоже отмечают повышение цен на ГСМ в октябре. По данным в открытых источниках, цены в Казахстане и Таджикистане поднялись до 3%.

В Казахстане стоимость АИ-92 и АИ-95 составила 235-285 тенге, а дизеля – 315 тенге за литр. В Казахстане бензин дешевле из-за налоговой политики с более низкими акцизами, а также благодаря субсидированию внутреннего рынка за счет доходов от экспорта нефти. Модернизация нефтеперерабатывающих производств и обязательная поставка значительной части топлива на внутренний рынок по себестоимости также способствуют низкой цене на бензин.

WhatsApp Image 2025-10-10 at 17.25.25.jpeg

Что касается Таджикистана, то в начале октября 2025 года средняя цена литра бензина составила примерно 1,12 доллара США. Но это самый дорогой бензин в Центральной Азии наряду с Узбекистаном. В Таджикистане дорогой бензин из-за зависимости от импорта топлива, поскольку страна не производит его в больших объемах, а также из-за высокой доли налогов и сборов, что сказывается на конечной стоимости.

В Узбекистане цена на ГСМ составляет 1,113 доллара США за литр, при этом в стране происходит отказ от производства низкооктанового бензина Аи-80 и ведется переход на высокооктановые марки, такие как АИ-92. Высокие цены объясняются результатом свободного спроса и предложения на рынке.

WhatsApp Image 2025-10-10 at 17.34.42.jpeg

Цена на бензин в Туркменистане составляет 0,429 доллара США за литр, что делает его одним из самых дешевых не только в Центральной Азии, но и в мире. Бензин дешевый благодаря богатым запасам природного газа, который используется для производства топлива, и активному государственному субсидированию топливного сектора. Государство также выделяет владельцам транспорта бесплатные талоны на топливо, что поддерживает низкие цены для населения.