Эксперт оценил риски зимнего периода для энергосистемы Кыргызстана

Мнение Загрузка... 15 Январь 2026 15:50
69e7ee716972a621af5eacf09bfd.jpg
copyright icon www

Кирилл Степанюк

Все материалы

Бишкек, 15.01.26. /Кабар/. Эксперт в сфере энергетики Эрнест Карыбеков в интервью ИА «Кабар» рассказал о прохождении в Кыргызстане отопительного сезона и ситуации на Токтогульском водохранилище, уровень которого в середине зимы несколько меньше значений предыдущих лет. Специалист разобрал ситуацию и рассказал о проектах, с помощью которых можно исправить положение в энергетическом секторе.

WhatsApp Image 2026-01-15 at 15.16.34.jpeg

- Насколько затруднительна ситуация, связанная с тем, что уровень воды в Токтогульском водохранилище в этом году ниже, чем в январе 2025-го? Какие это создает риски?

- На начало отопительного сезона, то есть на 1 октября 2025 года, объем воды в Токтогульском водохранилище был меньше, чем на тот же период предыдущего года, на 1,8 млрд кубических метров. Но поскольку первая половина зимы оказалась теплой, эта разница сократилась до 1,6 млрд кубов. То есть до 15 января, благодаря благоприятным погодным условиям, израсходовано на 200 млн кубов воды меньше, чем годом ранее.

До конца отопительного сезона, это до 1 апреля, если все будет проходить в таком же ключе. Мы в принципе должны выйти из зимы без каких-либо проблем. Даже при сложных погодных условиях, при похолодании остается половина января, февраль и март, у нас должно остаться примерно 6,8 – 6,5 млрд кубометров. Напомню, что мертвым по паспорту считается объём в 5,5 миллиардов. До такого критического уровня мы не дойдем.

Может быть, нам придется экономить, вводить какие-то дополнительные лимиты, но это все равно лучше, чем столкнуться с авариями или ЧП.

- А на поддержку наших партнеров и соседей мы можем рассчитывать, например, увеличив импорт электроэнергии? Насколько вообще опасно срабатывание уровня Токтогульского водохранилища до критических значений?

- Наши энергетики максимально используют то, что могут дать соседи Российская Федерация, Узбекистан, Туркменистан, Казахстан, то есть то, что мы получаем в принципе по двусторонним соглашениям. Сети работают в максимальном пропускном режиме, и нам нужно беречь трансформаторы, подстанции и ЛЭП, поэтому меры экономии зачастую оправданы для сохранения устойчивости всей системы.

Кроме того, я хочу напомнить, что Токтогульское водохранилище было введено в эксплуатацию более 50 лет назад, за это время там произошло заиливание дна, и при низком уровне большему износу подвергаются агрегаты нашей главной ГЭС. Поэтому, когда того требуют обстоятельства, нам нужно поддерживать объем всей страной.

- Мы знаем о периоде маловодья, о том, что он приобретает затяжной характер. То есть, может быть так, что в течение нескольких лет осадков будет выпадать меньше, сток воды с гор продолжит сокращаться, а значит и сократится гидроэнергетический потенциал. За счет чего мы можем удержать энергетику и поддерживать темп экономического развития?

- Начато строительство тепловой станции Кара-Кече. Нынешнее руководство республики пытается наверстать упущенное время. Если бы этим вплотную занимались прежние руководители страны, ТЭС уже бы работала, Токтогулка была бы полной, и не было бы ограничений. И у нас ещё резерв был бы в 4-5 млрд киловатт-час. Вот так, время упущено.

Но, надо исправлять эти ошибки. Я считаю, что не нужно чрезмерно увлекаться модной зелёной повесткой, а строить традиционные угольные электростанции. Такие проекты быстрее реализуются и, самое главное, ТЭС не зависят от погодных условий.

Станция на Кара-Кече будет давать ту необходимую мощность, которая требуется в зимний период. Сейчас для нас это оптимальное решение, государство само может добывать уголь на Кара-Кече и отгружать его на станцию. Тогда мы сможем вырабатывать больше энергии с достаточно низкой себестоимостью. Плюс ТЭС в том, что строятся они быстро и стоят относительно недорого. Для нас это выход, но нужно ускоряться.

Мы можем перейти на собственную модель энергетического и экономического развития.