Кыргызстан определил стратегию развития климатического образования до 2040 года

Образование Загрузка... 11 Декабрь 2025 15:30
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
{{item.title }}
Next
Previous
Next
Previous

Гульмира Байтерекова

Все материалы

Бишкек, 11.12.25. /Кабар/. В Бишкеке состоялась национальная конференция, посвященная развитию климатического образования в школах Кыргызстана.

Как сообщила пресс-служба Министерства просвещения, мероприятие собрало представителей государственных органов, педагогов из всех регионов страны, экспертное сообщество и представителей международных организаций для обсуждения практических шагов по повышению качества климатического образования.

На конференции подчеркнули, что климатическое образование является ключевым инструментом формирования компетенций 20-го века и требует системного подхода: обновления содержания учебных программ, развития школьной инфраструктуры, повышения квалификации педагогов и расширения профессиональных сообществ и партнерств.

Особое внимание уделили необходимости трансформации школьной среды — созданию «зеленых школ», внедрению устойчивых практик и интеграции климатической тематики во внеурочные образовательные инициативы.

Замминистра Альберт Махметкулов отметил, что климатическое образование является важной частью подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях меняющегося климата.

«Интеграция климатической тематики в учебные программы, поддержка учителей и расширение практики цифровых платформ и интерактивных решений – одни из приоритетов. Министерство продолжит укреплять систему климатического образования, чтобы каждый ученик получал актуальные знания и навыки для будущего», - сказал он.

В ходе конференции педагоги и эксперты представили практические решения и инструменты для развития климатической грамотности в школах. В этом контексте подчеркнута значимость интерактивного образовательного инструментария «Климатическая шкатулка» - набора материалов, иллюстраций и практических заданий, которые помогают интегрировать климатические темы в разные дисциплины и формировать у учащихся навыки системного и дизайн мышления. Участники отметили, что использование набора делает уроки более наглядными и вовлекающими, облегчает объяснение сложных климатических процессов и дает учителям готовые методические решения, которые можно применять как в классе, так и во внеурочной деятельности.

ПРООН более десяти лет инвестирует в разработку и внедрение инновационных образовательных решений. Одним из них стала «Климатическая шкатулка» — глобальная инициатива ПРООН, демонстрирующая, как международное сотрудничество и адаптация под локальные условия повышают климатическую грамотность молодого поколения. Начавшись в 2014 году как пилот в странах Восточной Европы и Центральной Азии, программа доказала свою эффективность и теперь реализуется во второй, расширенной фазе с цифровыми инструментами, инклюзивными версиями и расширенным международным сотрудничеством.

Постоянный представитель ПРООН в КР Александра Соловьева отметила, что «Климатическое образование» - это не только знания, но и формирование ценностей и навыков устойчивого развития.

«Кыргызстан делает важные шаги в этом направлении, создавая систему, которая даёт каждому ученику, независимо от его особенностей, доступ к качественному климатическому образованию. ПРООН продолжит поддерживать эти усилия, способствуя укреплению потенциала педагогов и развитию школьной инфраструктуры», - подчеркнула она.

По ее словам, Кыргызстан не только перенимает международный опыт, но и создает собственные стандарты инклюзивности и стала первой страной, адаптировавшей материалы «Климатической шкатулки» в форматах «простыми словами» и на шрифте Брайля, что расширяет доступ детей с особыми образовательными потребностями. Этот опыт демонстрирует приверженность страны принципам равного доступа к качественному образованию и может служить примером для других государств региона.

По итогам конференции участники приняли резолюцию, определяющую стратегические направления развития климатического образования в стране. Документ предусматривает дальнейшую интеграцию климатической тематики в школьные программы с учетом Программы развития образования на 2021-2040 годы, расширение использования «Климатической шкатулки» и проведение ежегодных национальных встреч педагогов для обмена опытом. Резолюция также предусматривает усиление методической поддержки педагогов, создание цифровой платформы для обмена практиками и инициативы по созданию «зелёных школ», которые будут интегрировать принципы устойчивого развития в учебный процесс и школьную среду.

Проект «Климатическое образование для продвижения ЦУР и действий в области климата» реализуется при поддержке Российского Трастового фонда ПРООН.