Заслуженная артистка Кыргызской Республики, доктор музыкальных искусств (США), лауреат международных конкурсов и преподаватель высшей категории Кайры Кошоева уже более десяти лет живёт и работает в США, выступая на престижных мировых сценах и обучая молодых музыкантов.
В интервью агентству «Кабар» она рассказала о роли своих наставников, трудностях конкурсных выступлений, вдохновении в кыргызской музыке и планах привнести новые проекты в культурную жизнь Кыргызстана.
- Когда вы впервые поняли, что музыка станет делом всей вашей жизни?
- Первый раз это случилось, когда я услышала игру своего любимого преподавателя Фаины Ефимовны Хармац. Она меня вдохновила своей игрой, своим исполнительским искусством и тонким преподавательским чутьем и талантом. Белла Михайловна Зубок дала мне любовь к музыке своим вниманием и бережным отношением ко мне и дала основные азы, фундамент, который стал началом всего моего образования.
- Как повлияли на вас ваши учителя и наставники, включая Лазаря Бермана и Бэллу Зубок?
- Каждый из моих преподавателей повлиял в становлении моего творческого пути и каждый из них очень ценен для меня.
Моя музыкальная история началась с Бэллы Михайловны Зубок — моей первой учительницы по специальности «фортепиано». Именно она познакомила меня с музыкальной грамотой, с первых уроков трепетно и с большой любовью открывала передо мной мир музыки. Эти воспоминания очень дороги мне: с какой заботой и нежностью она вела меня от первых нот, от азов — к пониманию искусства.
Затем в моей жизни появилась Фаина Ефимовна Хармац и ее супруг, знаменитый композитор Михаил Григорьевич Бурштин. Её вдохновляющая игра, глубина исполнительского мастерства и одновременно материнское отношение удвоили мою любовь к музыке и укрепили желание развиваться дальше. Именно произведения Бурштина для меня стали первыми произведениями, которые я исполнила из произведений современных композиторов, а также его транскрипции кыргызской музыки как «Маш Ботой» или известной песни Атая Огомбаева «Эсимде» в обработке для фортепиано.
Особое место в моём становлении заняла Вера Борисовна Носина. Её интерпретация музыки Баха была настолько убедительной и проникновенной, что у меня не осталось сомнений — я хочу быть музыкантом. В годы учёбы в Москве её занятия были настоящим откровением: она умела увлечь, зажечь, передать свою энергию и эмоциональность так, что это вдохновение остаётся со мной по сей день!
Уже в Америке я познакомилась с педагогикой моего профессора Моник Дюфиль. Её французская утончённость, богатая палитра красок и изысканная игра стали новым и ярким этапом моего творческого пути.
Особняком стоит фигура Лазаря Бермана. Я посещала его мастер-классы в Веймаре, в Германии, и была поражена масштабом его личности. Это музыкант мирового уровня, который с доброжелательной лёгкостью мог за несколько минут выстроить форму произведения так, словно возводит архитектурное сооружение — точно, логично и вдохновенно.
И, наконец, мой профессор в докторантуре Роберт Вайрек. Его мастерство в работе с формой и архитектурой произведений, его умение видеть и слышать музыку во всей её широте и глубине оказали на меня огромное влияние.
Я бесконечно благодарна каждому из этих педагогов за их вклад в моё творческое развитие.
- Какой из международных конкурсов стал для вас самым значимым и почему?
- Каждый из международных конкурсов тоже повлиял на мою творческую деятельность по-своему. Потому что из каждого конкурса берёшь определённый опыт.
- Что для вас сложнее – конкурсные выступления или сольный концерт?
- Конкурсные выступления сложны тем, что там определённые требования и программа, которая должна быть на определённом уровне и очень много
членов жюри. Выступление же на сольных концертах по-своему тоже имеет свои сложности, так как программа разнообразная и публика тоже своего рода жюри.
- Чем отличается музыкальная публика в разных странах, где вы выступали?
- Я бы сказала, что публика в принципе везде одинакова, возможно, зрители в бывших странах СНГ более сдержанны, чем в Соединенных Штатах, но это моё личное мнение.
- Какие особенности вы видите в музыкальном образовании США по сравнению с Кыргызстаном и Россией?
- Так как у меня дипломы Кыргызстана, России и США, я думаю, что в США очень много было академических предметов, так как я там уже работала над ученой степенью доктора музыки в «исполнительском мастерстве».
В Кыргызстане и в Москве больше времени уделялось исполнительскому мастерству и обширному репертуару, а в Штатах уже много было исследовательского плана работы и плюс исполнительского в качестве концертов не только сольного, но и камерного искусства.
- Какие качества вы стараетесь воспитать в своих учениках?
- В своих учениках я стараюсь воспитать не только профессионализм, но и такие человеческие качества как доброта, милосердие, патриотизм.
- Есть ли произведения, которые вы исполняете с особым личным чувством?
- Мне сложно сказать про одно произведение, так как много чувств вызывают разные произведения, которые я исполняю, но, наверно, можно отметить одно родное кыргызское произведение — это «Маш Ботой» Атая Огонбаева в транскрипции для фортепиано нашего известного кыргызского композитора Михаила Бурштина, который родился и жил во Фрунзе до отъезда в Израиль. Не могу не отметить про «Гольдберг Вариации» Иоганна Себастьяна Баха и, конечно же, третий концерт ре минор для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова.
- Как часто вы приезжаете в Кыргызстан и что хотели бы привнести в развитие музыкальной культуры страны?
- Я стараюсь быть в Кыргызстане по возможности чаще и стараюсь играть совместные концерты с нашими музыкантами, а также сольные концерты и давать мастер-классы.
- Какие творческие проекты ждут вас в ближайшем будущем?
- В ближайшем будущем планируется концерт с организаторами нового фестиваля в Кыргызстане «Karakol Music».
Биография
Кайры Кошоева - заслуженная артистка Кыргызской Республики, доктор музыкальных искусств (США), лауреат международных конкурсов, преподаватель высшей категории, США.
Кайры Кошоева, работает в New School for Music Study (Новая школа для изучения музыки) с 2015 года, имеет степень доктора музыкальных искусств (Doctor of Musical Arts), полученную в университете Миссури в Канзас-Сити, степени бакалавра и магистра, полученные в Российской академии музыки имени Гнесиных в Москве, и диплом артиста (Artist’s Diploma) в Оберлинской консерватории музыки (штат Огайо, США)
Доктор Кошоева удостоена наград по всему миру, включая высшие призы на Международном фортепианном конкурсе в Виченце (Италия), конкурсе имени Н. Рубинштейна в Париже, золотую медаль на премии Рахманинова 2004 года в Москве и первую премию на конкурсе концертных исполнителей Музыкального фестиваля в Чатокуа (штат Нью-Йорк, США).
Она обучалась у таких выдающихся музыкантов, как Белла Зубок, Фаина Хармац, Михаил Бурштин, Вера Носина, Моник Дюфиль и Роберт Вайрек, а также имела честь проходить мастер-классы под руководством знаменитого пианиста Лазара Бермана в Веймаре (Германия)
Доктор Кошоева выступала с концертами в Израиле, Франции, Германии, России, Турции, Швейцарии и США. Она играла в качестве солистки со многими известными оркестрами, включая Симфонический оркестр Канзас-Сити, оркестр Музыкального фестиваля в Чатокуа, филармонический симфонический оркестр Кыргызстана, а также оркестры Хьюстона и Джефферсон-Сити. Кроме того, она выступала с Московским камерным оркестром «Cantus Firmus»
Доктор Кошоева получила значимые награды за выступления в сотрудничестве с танцевальной группой Owen/Cox Dance Group.
В 2013 году ей было присвоено почётное звание «Заслуженный артист Кыргызской Республики».
В 2019 году Королевская академия музыки наградила её почётным званием Teacher of Distinction (Преподаватель высшей категории) в Карнеги-холле (США).
Завоевала первую премию на Международном конкурсе «Musica Classica» 2020 года в Москве (Россия).
Ее пригласили выступить в качестве приглашённого артиста на фортепианном концерте серии Piano Stories on Stage (Истории фортепиано на сцене) в рамках конференции NCKP (Национальная конференция по фортепианной педагогике) 2023 и 2025 годов в городе Чикаго, штат Иллинойс (США).