Президент объяснил, зачем в Кыргызстане переходят на государственные автошколы

Интервью Загрузка... 28 Январь 2026 13:45
WhatsApp_Image_2025_5FepWzj.2e16d0ba.format-webp.fill-1668x1014.webp
copyright icon пресс-служба президента

Медербек Шерметалиев

Все материалы

Президент Садыр Жапаров ответил на вопросы, касающиеся автошкол и водительских удостоверений.

— Здравствуйте, Садыр Нургожоевич! В настоящее время закрываются частные автошколы и создаются государственные, однако это вызвало широкое обсуждение в обществе. В чем основная причина принятия такого решения?

— Здравствуйте! Я поручил навести порядок в этой сфере. Реформы уже ведутся. Как выяснилось, еще со времен распада Союза в сфере подготовки водителей и регистрации транспортных средств не проводились серьезные реформы. Сначала эта система находилась в ведении МВД, затем перешла к ГРС. Однако независимо от того, в чьем подчинении находился орган, к сожалению, отрасль полностью погрязла в коррупции. Сколько бы руководителей ни менялось, откровенно говоря, почти все они были вовлечены в коррупционные схемы.

Начав реформу, в первую очередь, мы стали самостоятельно изготавливать государственные номерные знаки, водительские удостоверения и техпаспорта, до этого все это закупали в других странах.

Но и тогда были и те, кто говорил: «У вас ничего не получится». Однако на сегодня мы это реализовали. В настоящее время все данные внесены в единую базу, система полностью цифровизирована. Много работы уже выполнено. Теперь последний этап - автошкола.

— Не закрывая частные автошколы, можно ли было проводить реформы?

— Большинство частных автошкол не заинтересованы в качественной подготовке водителей, основная цель — заработать деньги. Наши граждане просто сдавали документы в автошколу и по истечении времени получали сертификат о якобы прохождении обучения, далее шли на предприятие «Унаа» и, порой, не сдавая экзамены, получали водительские удостоверения.

Здесь действовала коррупционная схема совместно с государственным предприятием «Унаа», которое занималось выдачей водительских удостоверений.

Как вам известно, провалов на экзаменах, как на практических, так и теоретических, не было — удостоверения получали легко, потому как давали взятки.

Теперь же, после наведения порядка и жесткого контроля на ГП «Унаа», выпускники частных автошкол по нескольку раз не могут сдать экзамены. Имеются факты, когда граждане сдавали по 10–15 раз экзамены и снова проваливали. Почему? А потому, что там не давали достаточных знаний, и в этом никто не был заинтересован. Для частных автошкол важно было количество клиентов.

Сегодня много молодежи, у которой на руках есть водительское удостоверение, однако большинство не умеет управлять автомобилем, и говорят: «Куплю машину — научусь».

— Можем ли связывать рост дорожно-транспортных происшествий именно с этой проблемой?

— Этому сопутствуют разные причины, и они происходят внезапно. Но одна из основных причин — низкий уровень требований к подготовке и обучению водителей.

В Кыргызстане в результате дорожно-транспортных происшествий ежегодно погибает более 900 человек, а в отдельные годы этот показатель превышает тысячу. Это большая беда. Даже на войне не гибнет столько людей, а мы по причине дорожно-транспортных происшествий теряем сотни жизней.

Одна из ключевых причин роста автоаварий является коррупция в системе подготовки водителей, покупка водительских удостоверений, некачественное обучение и безответственное отношение. И мы должны признать эти факты.

— В чем преимущество государственных автошкол?

— В государственных автошколах созданы все необходимые условия. Будут современная учебная база, обновлённая техника и квалифицированные специалисты. Учебники мы издаем самостоятельно. Водителей будут обучать не просто управлению рулём, но и устройству автомобиля, техническим основам, правилам дорожного движения и, самое главное, культуре поведения на дороге.

Здесь на первом месте стоит не прибыль, а человеческая жизнь. Для государства главным приоритетом является безопасность граждан.

— Владельцы частных автошкол выражают недовольство, заявляя, что их бизнес закрывается. Что бы вы им ответили?

— Мы их предупреждали заранее. Говорили, что после 2026 года лицензии частных автошкол будут прекращены и что эту сферу необходимо реформировать. Однако большинство продолжали работать по старой схеме, ища выгоду хотя бы за 10 дней «обучить» и выдать сертификат. Это ведь большие деньги, а ответственность за подготовку водителей отходила на второй план.

С таким безответственным отношением оставлять эту сферу без внимания нельзя. Вместе с тем специалистов, работавших в частных автошколах, мы без работы не оставим, будем принимать их на работу в государственные автошколы.

— Есть и недовольные сроками обучения, говорят, что 10 месяцев — это слишком долго.

— В надежде сохранить свой частный бизнес они распространяют разную информацию. Устраивают манипуляции вроде «обучение будет дорогим», «10 месяцев — это слишком долго». Цена не будет такой уж высокой, сейчас ведутся расчёты. Разговоры о том, что обучение якобы будет стоить сто или сто пятьдесят тысяч сомов, — это всё выдумки.

Но человек, который садится за руль, везёт с собой самых близких и дорогих ему людей: родителей, семью, детей. Медербек, задам тебе ещё один вопрос: доверил бы ты своего сына или дочь водителю без должной подготовки?

— Нет, конечно, я бы так не поступил.

— Вот видишь, насколько важны жизнь и безопасность твоих близких. А наши частные автошколы, ставя на первое место бизнес-интересы, выдавали людям сертификаты о прохождении обучения, фактически не подготовив водителей. Для нас важны безопасность каждого гражданина, уровень знаний, опыт и подготовка при управлении автомобилем.

Водительское удостоверение человек получает один раз в жизни. Поэтому лучше учиться чуть дольше, так как это вам же на пользу. Вы обеспечите безопасность не только своих близких, которые находятся в вашей машине, но и других граждан.

Случаи, когда люди, купившие водительские удостоверения, на ровной дороге врезаются в другие автомобили и лишают жизни ни в чем не повинных людей, к сожалению, фиксируются каждый день.

— Можно ли включить в школьную программу обучение вождению?

— Мы уже включили. Начиная с сентября этого года, в школах будет введён предмет по обучению правилам дорожного движения.

Наши дети будут с раннего возраста изучать ПДД. Со следующего года выпускники школ смогут, не проходя дополнительное обучение вождению, сразу сдать экзамен и получить водительское удостоверение. А государственные автошколы будут обучать тех, кто уже вышел из школьного возраста.

Поэтому хочу обратиться ко всему населению: не поддавайтесь тем, кто ради своих частных интересов пытается взбудоражить общество. Спустя некоторое время всё встанет на правильный и чётко выстроенный путь. Нужно лишь время.

— Большое спасибо за интервью!

Беседовал директор КНИА «Кабар» Медербек Шерметалиев.