Бишкек, 16.06.25. /Кабар/. Министр иностранных дел Кыргызстана Жээнбек Кулубаев в эксклюзивном интервью ИА "Кабар" рассказал о начинающемся в Астане саммите "Центральная Азия - Китай". Встреча на высшем уровне станет одним из главных политических событий года.
- Второй саммит «ЦА - Китай» готовится в период непростых международных отношений, идет глобальная торговая война, но в то же время возрождается «Великий Шелковый путь», одной из главных опор которого является наш регион. Насколько важна предстоящая встреча в Астане с точки зрения стабильной Центральной Азии и экономического развития региона?
- В первую очередь стоит подчеркнуть, что Кыргызская Республика высоко ценит динамичное и взаимовыгодное сотрудничество в рамках формата «Центральная Азия-Китай», который стал важной платформой для углубления региональной интеграции, укрепления доверия и реализации совместных проектов.
Предстоящий в Астане второй саммит «Центральная Азия - Китай» имеет особое значение в текущей международной обстановке. Мы живем в условиях усиливающейся геополитической турбулентности, торговых барьеров и перераспределения глобальных товарных и финансовых потоков. Однако, именно в такие моменты проявляется необходимость конструктивного диалога, укрепления регионального сотрудничества и поиска общих точек роста.
Центральная Азия исторически была перекрестком цивилизаций, и сегодня мы снова становимся ключевым звеном в возрождающемся Великом шелковом пути. Китай является одним из наших важнейших стратегических партнеров, и формат «Центральная Азия - Китай» открывает широкие возможности для выстраивания сбалансированного, взаимовыгодного и устойчивого взаимодействия.
Для Кыргызской Республики крайне важно, чтобы регион оставался зоной мира, стабильности и поступательного развития. Саммит в Астане пройдет в формате обсуждения различных проектов в экономической сфере, а также расширения гуманитарных и образовательных обменов и других направлений сотрудничества.
С учетом вышеизложенного, хотелось бы отметить, что Кыргызстан готов активно вносить свой вклад в реализацию совместных инициатив, которые повысят связанность наших стран, улучшат инвестиционный климат и, самое главное, принесут реальные выгоды нашим народам.
- Конечно, проекты экономического развития это та основа, которая наполняет отношение конкретным содержанием. То же самое касается возрождения Шелкового пути, прежде всего - это развитие транспортной инфраструктуры, логистических центров, наращивание энергетических мощностей и производственной базы. В многосторонних форматах очень важно, чтобы позиции всех сторон совпадали. В большой политике это не всегда просто …
- Спасибо за вопрос. Действительно, Центральная Азия – это регион с огромным потенциалом, богатой историей и стратегическим значением. Кыргызстан, как часть этого региона, неизменно стремится к укреплению регионального сотрудничества, понимая, что устойчивое развитие возможно только в условиях стабильности, доверия и взаимовыгодного партнерства.
Мы продолжаем прилагать усилия по активизации торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Кыргызстаном и Китаем, самое главное – по поиску новых возможностей взаимодействия. Торгово-экономическое сотрудничество является главным катализатором развития двусторонних отношений в целом.
Наша политика строится на принципах взаимовыгодного партнерства, где региональная интеграция не только не противоречит суверенитету, но и усиливает позиции каждой страны, включая Кыргызстан. Баланс между региональным сотрудничеством и защитой национальных интересов – это постоянный процесс.
Наиболее важными и перспективными направлениями взаимодействия являются инфраструктура, транспорт, энергетика, перерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, туризм и приграничное сотрудничество.
Особое внимание уделяется развитию транспортных и логистических узлов, особенно учитывая стратегическое положение Кыргызстана как связующего звена между Востоком и Западом. В таких инициативах, как «Транспортный коридор Европа – Западный Китай», мы участвуем в развитии железнодорожных и автодорожных маршрутов.
В рамках инициативы «Один пояс, один путь» предпринят ряд практических мер для улучшения инфраструктуры и торговых связей. Яркий пример – начало строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Этот проект имеет международное значение и должен стать значимым шагом к раскрытию транзитного потенциала региона.
За долгий и тяжелый период переговорного процесса мы перешли к практической реализации столь масштабного проекта. 27 декабря 2024 года был дан старт строительству, что стало важным символическим и экономическим событием.
Улучшение транспортной системы позволит привлечь дополнительные объемы международных транзитных перевозок, существенно увеличить товарооборот и активизировать экономику региона. Совместное развитие инфраструктуры не только приносит социально-экономический эффект, но и укрепляет межрегиональные связи.
Кыргызстан остается приверженным укреплению регионального партнерства на основе доверия, взаимоуважения и добрососедства. Мы открыты к инициативам, способствующим общему развитию Центральной Азии – будь то через двусторонние форматы или многосторонние механизмы.
- Уже многие глобальные игроки в диалоге со странами ЦА используют формулу «C5+…», в чем ее плюсы и минусы? Насколько удобен такой формат общения и как он развивается?
- Формат «ЦА5+» стал важным и все более востребованным механизмом взаимодействия между государствами региона и глобальными партнерами. Платформа «Центральная Азия+» сегодня становится устойчивым инструментом международного диалога, и это закономерно: региональная сплоченность усиливается, и мировые партнеры все чаще воспринимают Центральную Азию как единое стратегически важное пространство. Совместное участие Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана формирует единый региональный голос, что повышает их вес на международной арене.
Ключевое преимущество такого формата – возможность говорить от имени всего региона, обсуждать общие вызовы и координировать позиции по важным вопросам. Это усиливает наш коллективный голос и повышает значимость Центральной Азии в глобальной политике и экономике. Кроме того, формат стимулирует привлечение инвестиций в инфраструктуру, зеленую энергетику и другие приоритетные отрасли, а также позволяет обсуждать актуальные вопросы в сферах торговли, транспорта, энергетики и безопасности.
Кыргызская Республика поддерживает развитие таких форматов. Они удобны, когда взаимодействие строится с учетом региональной специфики и мнений всех участников. Для Кыргызстана формат вписывается в концепцию многовекторной внешней политики и открывает возможности для продвижения национальных интересов.
Среди вызовов - ограниченная институционализация формата и различие интересов стран региона. Тем не менее, мы все заинтересованы в том, чтобы эта площадка была не просто местом для деклараций, а стала платформой для реальных действий. Важно, чтобы внешние инициативы не превалировали над региональными интересами. Мы выступаем за взаимоуважительный и прозрачный диалог, основанный на реальных потребностях стран Центральной Азии.
В целом, успех «ЦА5+» будет зависеть от способности стран Центральной Азии выстраивать равноправные и прагматичные отношения с внешними партнерами и реализовывать совместные проекты.
- Наверное нет какого-то секрета в том, что Китай для всех стран Центральной Азии является одним из основных торговых партнеров. Насколько далеко простираются горизонты нашего экономического взаимодействия, ведь очевидно, что их потенциал реализован далеко не в полной мере?
- Сторонами осуществляется плодотворное сотрудничество практически по всем сферам жизнедеятельности, в частности, торгово-экономическое сотрудничество является одной из ключевых областей взаимодействия между Кыргызстаном и Китаем.
Китай – это один из крупнейших торговых партнеров Кыргызстана. Мы также успешно реализуем совместные проекты в различных областях. Китайские компании активно инвестируют в различные отрасли экономики Кыргызстана, такие как энергетика, добыча полезных ископаемых, туризм и транспорт.
Между КР и КНР очень обширная сфера взаимодействия, и мы будем продолжать совместную работу с китайской стороной по наращиванию и укреплению взаимовыгодного и многогранного сотрудничества. Конечно, наши страны также с большим успехом развивают связи и в рамках ряда региональных организаций и объединений.
Мы заинтересованы совместно с китайской стороной и другими странами Центральной Азии в активном использовании преимуществ географической близости для развития торгово-экономического, культурно-гуманитарного взаимодействия, электронной торговли, цифровизации, сельского хозяйства и строительства логистических центров на территории Кыргызстана.
В целом, можно с уверенностью сказать, что все стороны заинтересованы во всеобщем конструктивном развитии региона. Мы будем прилагать усилия для дальнейшего развития открытого диалога по всем вопросам взаимодействия.
- И, конечно, хотелось бы узнать каковы ожидания от предстоящей в Астане встречи, насколько насыщена будет повестка саммита на высшем уровне и готовятся ли какие-то важные совместные решения?
- Мы с большим интересом ожидаем предстоящую встречу лидеров Центральной Азии и Китая в Астане. Убеждены, что саммит будет содержательным, как с точки зрения политического диалога, так и практического наполнения.
Окончательная повестка предстоящей встречи в настоящее время готовится приглашающей стороной, при этом, как я ранее отметил, стороны обсудят вопросы взаимодействия в политической, экономической, культурно-гуманитарной и иных направлениях сотрудничества. Кроме того, полагаю, что важное место в обсуждениях займет и многосторонняя повестка – в том числе в контексте актуальных изменений в мировой системе международных отношений.
Ожидается, что по итогам саммита будет принят ряд совместных документов, отражающих общее стремление сторон к углублению партнерства, в которых также будут обозначены приоритетные направления дальнейшего взаимодействия.
Кыргызская Республика активно участвует в подготовке саммита и заинтересована в том, чтобы его результаты были максимально конкретными и ориентированными на долгосрочную перспективу. Мы рассматриваем этот формат как важную платформу для продвижения интересов всего региона, и в частности, кыргызских экономических интересов и внешнеполитических приоритетов.